Папки-передвижки

Слоговая структура слова

Наталия Козлова
Слоговая структура слова

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков).

Публикация «Слоговая структура слова» размещена в разделах

Логопедическая работа по коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

1) Подготовительный этап-развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, маракаса, металлофона, простые танцевальные упражнения.

Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.).

2) Коррекционный этап- воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

- уточнения артикуляции сохранных звуков;

- проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный + гласный: (ау, уа, иа)

Согласный + гласный: (ба-ба-ба)

Гласный + согласный: (ам-ам-ам, ох-ох-ух)

Гласный + согласный + гласный: (апа-апа-апа)

Согласный + согласный + гласный: (ква-ква-ква)

Гласный + согласный + согласный: (афт-афт-афт)

Гласный + согласный + согласный + гласный: (адна-адна-адна)

- проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по Марковой А. К.) :

1 тип. Двухсложные слова из открытых слогов (муха, вода).

2 тип. Трехсложные слова из открытых слогов (машина, малина).

3 тип. Односложные слова (кот, мак).

4 тип. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, хомяк).

5 тип. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (утка, банка).

6 тип. Двухсложные слова из закрытых слогов (магнит, кувшин).

7 тип. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8 тип. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, подушка).

9 тип. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, пистолет).

10 тип. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (квартира, футболист).

11 тип. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, хлеб).

12 тип. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лист, бант).

13 тип. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, кнопка).

14 тип. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, Буратино).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Дидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Слоговая пирамида» для детей старшего дошкольного возраста Игра — один из лучших способов развития речи детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим.

Информационный проект «Учимся говорить, понимать, думать». Раздел «Прилагательное. Слова-друзья и слова-враги» Уважаемые коллеги! Продолжаем работу над пополнением нашей профессиональной педагогической копилки по развитию речи. Строя фразу, ребенок.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Структура самопрезентации воспитателяСтруктура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слоговая структура слова
Опубликовано: 18 октября 2020 в 02:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД