Получи документы

Сказкотерапия, как метод воспитания

Марина Михайлова
Сказкотерапия, как метод воспитания

При слове «сказка» первая ассоциация, которая возникает у любого человека-это детство. Действительно, детство и сказка непрерывно связаны друг с другом. С самых первых дней родители, укладывая спать сына или дочку, напевают колыбельные и рассказывают детские сказки. Сказка – лучшее средство заинтересовать маленького человека, успокоить его, заставить задуматься, помочь осознать окружающий мир и исследовать его. Сказка, как мало что еще, развивает фантазию и будит творческие способности.

Публикация «Сказкотерапия, как метод воспитания» размещена в разделах

Познание мира и себя в этом мире связаны для ребенка с множеством открытий и находок. Именно сказочные истории, в которых заключен жизненный опыт старших поколений, помогает ребенку понять законы, по которым существует действительность. Зачастую ребенок задает такие вопросы, что взрослые испытывают растерянность и не могут правильно объяснить причины происходящих вокруг явлений, донести до ребенка идею о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом. Тогда на помощь приходят сказки для детей. Ребенок следит за событиями, происходящими в жизни главных героев сказок, переживая сказочные ситуации с живым участием и непосредственностью, на которую способны только дети. Мозаика собственной картины мира ребенка складывается в немалой степени благодаря богатому языку сказок и волшебству сказочных ситуаций. И только повзрослев, он осознает, какое влияние на его духовный рост оказали сказки, услышанные им в детстве.

Именно поэтому сказка нашла широкое применение в психиатрии и, кстати, не только детской. Существует даже специальный термин «сказкотерапия».

Почему именно сказка? Ответ прост: у ребенка еще нет собственного жизненного опыта. Для него сказка своеобразный кладезь жизненных ситуаций, с которыми ему еще предстоит столкнуться при взрослении. Сказки показывают ребенку, как нужно поступать, а как – нет, показывают многие жизненные проблем. А в придачу еще и дают способы их решения. Многие сказки куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Сказкотерапия для детей позволяет «вытащить» из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо.

Сказкотерапия для детей основана на том, что ребенок отождествляет себя с главным героем сказки, учиться на его ошибках. Это отличная возможность примерить на себя различные социальные роли. Существует мнение, что любимая сказка влияет на нашу последующую жизнь, как бы программируя ее. Конечно, точного повторения сценария сказки ждать не стоит, но мы можем осознанно или неосознанно перенимать качества наших любимых героев, наследовать их поведение. Обратите внимание на то, кому из героев сказки симпатизирует ребенок. Если этот персонаж отрицательный – попробуйте вместе с ребенком найти в нем положительные черты.

Знаменитый австралийский психолог сказкотерапевт Д. Бретт писала, что дети видят в сказках «отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду. Что чрезвычайно важно Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха».

Таким образом, сказка становиться терапевтической, когда ребенок отождествляет себя с ее героем, проводит параллель между сюжетом волшебной истории и своей жизнью и извлекает из сказки урок.

Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, что в каждом возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В 2 года у ребенка еще развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам. Издаваемыми сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Колобок», «Теремок». Подобная организация речи «сказителя» помогает маленькому ребенку запомнить сюжет «освоиться» в нем. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное по сказке с помощью кукол.

Между 2 и 5 годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка, может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет вовремя выявить психологическую проблему малыша. Если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между 5 и 7 годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен и полезен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в другую реальность. С 5 лет малыш уже должен пересказывать знакомые сказки. Если у ребенка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощенно понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребенка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Известно. Что дети взрослеют незаметно, поэтому как важна сказка, рассказанная именно малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни. Живое, как сама жизнь.

Публикации по теме:

Детство-сказка Детство-самая удивительная и прекрасная страна-сказка. В детстве мы мечтаем о том,что нам так нравится,а это быть всегда рядом со своими.

Кукла Сонница.Кукла Сонница. Сложно представить детство ребенка любого времени, любой национальности без игрушки. Мир игрушки удивительно разнообразен. Здесь живут рядом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия, как метод воспитания
Опубликовано: 10 мая 2014 в 21:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия, как метод воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Марина Михайлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД