Папки-передвижки

Сказкотерапия для моих малышей

Елена Елистратова
Сказкотерапия для моих малышей

Сказкотерапия для моих малышей

В повседневной жизни дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагают им не подходят. Тогда они приходят к выводу, что взрослые им помочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

Публикация «Сказкотерапия для моих малышей» размещена в разделах

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что они на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Это средство является волшебным не только потому, что оно может быть эффективно в различных ситуациях. Ситуации бывают разные: когда ребенок не хочет за собой убирать игрушки или самостоятельно одеваться; или ребенок излишне застенчив или боится темноты; или его невозможно оторвать от телевизора. Психологи советуют в этих случаях рассказывать ребенку специальную сказку, которую они называют терапевтической историей. Самое главное, чтобы в этой истории ребенок мог найти пути разрешения своих сложностей и конфликтов.

Конечно, эти истории могут быть двух разных типов. В случае, если ребенок чувствует какие-либо психологические трудности, мы должны постараться ему помочь избежать их, и в истории главный герой должен подобрать такое средство, которое поможет ему избавиться от застенчивости и от страха темноты. В тех случаях, когда мы хотим ребенка спровоцировать или научить что-нибудь, делать, или избавиться от вредной привычки, то в истории необходимо создать такие условия, чтобы ребенок начал думать о ее вредности и пожелал ее изменить. Только, когда ребенок осознает проблему, то он начнет искать ее эффективное решение. То есть ребенок должен «захотеть», а без него ничего не сдвинется с места.

Это средство я начала применять для детей своей второй младшей группы не так давно.

Как-то я подготовила для них сказки из цикла антикапризин: «Как Андрюша гостей встречал»,

«Как Костя стал умываться» и др. Дети с интересом слушали их. Но вот однажды я прочитала сказку про смелого Алешу и когда в следующий раз приготовилась читать очередную сказку они потребовали сказку про Алешу, дальше снова про Алешу. Тогда я поняла, что мальчиков с именами Андрюша и Костя в группе не было, а Алеша - вот он, их друг. И про него есть сказка. Тогда я сказала детям «А ведь я знаю сказки про каждого из вас. Тут на меня посыпались вопросы : «И про меня знаете?», «А про меня?». «Конечно, знаю»- отвечала я, вот завтра расскажу сказку про Никиту, потом про Колю и про каждого из вас.

Например, в группе есть мальчик, который вредничает, так появилась сказка «Как Коля попал в страну вредин». Я рассказала сюжет, где герой переживал, и даже плакал, а потом случились события, от которых герою стало спокойно и хорошо. Персонаж был рад, что…. Мальчишке тоже стало спокойнее и уютнее на душе. Я видела, как он был рад такому счастливому концу, а самое главное, как все дети радовались за Колю.

Или вот «Сказка про Диму и непослушный язычок». В группе есть мальчик, который любит показывать язык. Так появилась такая история, которая тоже заканчивалась победой главного героя над своей привычкой.

Поводом для создания сказки может быть страх ребёнка относительно чего-либо, его дурная привычка, агрессия, а также просто обучение взаимоотношениям с окружающими.

Девочка Алиса не любила говорить «Здравствуйте» и «До свидания».Когда ее просили сказать, она надувала губки и упрямо молчала. Тогда появилась сказка : «Про Алису и волшебный лес», где девочка попадает в волшебный лес, где ей никто не хочет помочь найти дорогу домой. Ни зайчик, ни лисичка, ни др. лесные жители. И только встреча с доброй старушкой-волшебницей помогает ей понять, что при встрече нужно обязательно сказать «Здравствуйте», а при расставании «До свидания». И когда на следующий день Алиса пришла в группу она, сказала, правда тихо, «Здравствуйте». И это была ее победа. А дети послушав эту сказку, теперь стараются не забывать здороваться со всеми взрослыми в детском саду.

Эта история показывает, как отождествляя себя с другими персонажами, детки учатся новым линиям поведения.

Я стараюсь создать интересный сюжет, ведь знаю, что тревожит каждого воспитанника, все черточки их характеров. Иногда своими проблемами делятся родители, и это тоже идет в завязку сказки. Благодаря завязке сказка становится гораздо интереснее и воздействует глубиннее.

Дальше я создаю развязку, счастливый итог, когда главный персонаж что-то сделал, достиг чего-то и в это радостно и приятно для всех участников сказки.

В некоторых сказках к победе главного героя приводит вся группа. Я начинаю перечислять имена детей, и они радуются и этому событию, и своей значимости.

Терапевтические истории являются эффективным средством воспитания ребенка, так как в них мы говорим с ребенком на понятном, интересном и доступном языке. Из поколения в поколение во всех культурах сказки передаются как средство воспитания и передачи опыта. Сюжеты сказок очень часто перекликаются, потому что всем народностям хотелось рассказать своему юному поколению приблизительно одинаковые идеи и мысли, используя этот самый эффективный способ общения с ними. Сказки помогают малышам создать зону безопасности, дает возможность накопить опыт, который нужен для перемен, оказывают успокаивающее воздействие.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен, то сказка с ее героями, их похождениями и подвигами может помочь решить вашему малышу эту проблему. Сначала мы должны описать героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру, а потом рассказать сказку так, чтобы малыш смог увидеть в главном герое себя. Далее следует описать проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, приписать герою все переживания малыша. После этого сказочный герой (а с ним и ребенок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, его находит.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему: «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка как средство эмоционального развития детей. Сказка как средство эмоционального развития детей. Трезвым и рутинёрам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует,- будущее. К. И.

Библиотека изображений:

Публикация Сказкотерапия для моих малышей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Елистратова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сказкотерапия для моих малышей
Опубликовано: 9 апреля 2014 в 17:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД