Лучший педагог года

Системный подход в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Светлана Власова
Системный подход в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Введение

В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. Это одна из важнейших и обостряющихся проблем здоровья человека. Эта проблема обретает особое значение, ведь в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы не только взрослые, но и дети. Поэтому необходимо уделить особое внимание вопросам безопасности детей на дорогах.

Публикация «Системный подход в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах

К сожалению, принимаемые меры по профилактике ДТП слабо способствуют сдерживанию роста числа аварий на дорогах с участием детей. Практика показывает, что причинами нестабильности ситуации с ДТП являются как повышение интенсивности движения автомобильного транспорта, отсутствие должной сети дорог и низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, так и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей.

Ряд ведомств и организаций уже ведет работу по снижению уровня травматизма, профилактика проходит в следующих сферах:

-совершенствование дорожно-транспортной сети и условий дорожного движения, управление, регулирование и контроль,

-распределение транспортных потоков,

-пропаганда безопасности дорожного движения среди населения

-обучение детей правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дороге.

Однако традиционная система профилактики ДДТТ не всегда эффективна, что обусловлено отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий.

Сегодня необходимо создать такие условия, которые помогут максимально снизить уровень травматизма на дорогах, и разработать программу, следуя которой можно полностью предотвратить дорожно-транспортные происшествия.

В контексте детского сада важно выработать системный подход, построить комплекс упраждений, выполняемых детьми в условиях дорожного движения, прописать социальные роли пешехода, пассажира, водителя велосипеда, автомобиля и проигарть каждый из сценариев.

Также необходимо разработать дидактико-методический комплекс, включающий дидактические игры для обучения детей ПДД, методические пособия для преподавателей школ и воспитателей ДОУ. А затем включить пособия и материалы, которые наглядно продемонстрируют потенциальные проблемы на дорогах и пути их преодоления, в учебный план.

Таким образом, целью этой работы является изучение техник профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, а также многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная проработка ситуаций, провоцирующих нарушение правил дорожного движения, в детском саду.

Элементы системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Система — это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимосвязи частей. В систему профилактики детского дорожно-транспортного травматизма входят :

• органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);

• образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания школьников основам безопасности дорожного движения;

• учреждения социально-культурной сферы;

• организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются :

• участники дорожного движения, в том числе воспитанники и учащиеся образовательных учреждений;

• образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;

• педагоги образовательных учреждений;

• родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и как участники процесса воспитания детей;

• средства массовой информации.

Проблема заключается в том, что существующие элементы не взаимодействуют между собой. А нам так важно осуществлять системный подход по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

К сожалению, каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. И в этой связи, наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Способы взаимодействия элементов в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В данной системе элементы не могут прийти к слаженной работе. Чтобы в системе профилактики ДДТТ была слаженность, необходимо сформировать высокофункциональную стратегию поведения, начать информировать детей о действиях и последствиях нарушения правил дорожного движения, причинах дорожно-транспортных происшествий с самого маленького возраста, прививать навыки самостоятельного и безопасного поведения на улице, разработать модели поведения ребенка в тяжелых и непредвиденных дорожных ситуациях, вести работу с родителями, распространять методические рекомендации по дошкольным учреждениям.

Закон о безопасности говорит нам о том, что правила безопасного поведения обязательно должны внедряться в дошкольных, общеобразовательных и других учреждениях, «получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».

Исходя из закона, обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно с федеральными органами исполнительной власти. А органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации оказывают помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.

Нормативная база для проведения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

При создании программы по предотвращению дорожно-транспортных происшествий мы можем опираться на нормативно-правовое обеспечение. Правила зафиксированы в следующих документах:

1. Конвенция о правах ребёнка;

2. Конституция РФ;

3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

5. Устав детского сада.

Также стоит обратиться к научно-методическому и материально-техническому обеспечению, куда входят:

1. Комплекты дорожных знаков

2. Комплекты плакатов

3. Рабочие тетради для воспитанников

Кроме того, необходимо создавать вокруг учащихся детского сада сконструированную реальность, которая покажет, как действовать в непредвиденной обстановке и в случае дорожно-транспортного происшествия. Для этого воспитатель должен подготовить информационные стенды в группах, информационные папки для родителей, папки-передвижки, памятки, листовки для родителей. Вся дополнительно созданная информация должна базироваться на государственно установленных стандартах, о которых мы написали выше.

Проблемы в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Одной из основных проблем в проработке этого вопроса автор данной работы считает недостаточную заинтересованность со стороны государства. В современных условиях в содержании профилактики и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма детей в качестве. В приоритете оказываются иные ценности, такие как создание правовых условий вокруг общенациональных богатств и поддержания экономической сферы, вывод страны на лидирующие международные позиции.

Кроме того, общественно-государственные дела видятся приоритетными на фоне личных интересов и единичных случаев. Однако не стоит забывать, что профилактика ДДТТ входит в программу формирования здоровья всего населения. Поэтому нам необходимы высокофункциональные стратегии поведения и контроль за исполнением государственных предписаний.

Другой проблемой является то, что 9 из 10 пострадавших вовремя не замечают приближающейся транспорт и ошибочно считают, что они находятся в безопасности. Здесь основная сложность заключается в том, что как бы не был ребенок осведомлен, в силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта он не может быстро сориентироваться. В результате происходят наезды. Несчастные случаи случаются и по вине водителя, который, увидев бегущих детей, не снижает скорость, считая, что они успеют перебежать дорогу. Вместе с тем исследования показывают, что основной причиной дорожно-транспортных происшествий является психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на улицах и дорогах.

Дети попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с капюшоном, тугим шарфом, шапкой и другими причинами.

Действия по профилактике ДДТТ

Действия по профилактике должны соответствовать особенностями, динамике и уровню развития нашего общества, состоянию его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни. В основе должно лежать социально-педагогическое ядро, поскольку в дошкольном учреждении закладываются ценности, взгляды, интересы, установки, мотивы поведения.

А также должна накладываться соответствующая нагрузка на государственные ведомства, общественные объединения и организации, органы местного самоуправления, подразделения ГИБДД.

Практически каждое действие должно быть реализовано с глубоким пониманием проблемы, воспитатели и родители должны осознавать свою роль и место в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма в современных условиях.

• Чтобы воплотить механику профилактик, важно системно подходить к вопросу и заниматься проблемой комплексно. Поэтому в качестве действий по профилактике ДДТТ лучше не останавливаться на одном, а сразу применять целый спектр программ:

• Разработать и апробировать концептуальную модель обучения

• Установить правилам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;

• Внедрить комплекс обучающих программ по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

• Развить сети специалистов и лидеров в области профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма

Подход к предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди учащихся дошкольных учреждений должен проводиться не только в самом учреждении, но и в семье, поэтому так важно уделять время проработке этих вопросов с родителями.

Отдельно стоит выделить электронное информировать родителей (создание обучающих сайтов, иллюстраций и интерактивного матриала). Лидирующую позицию должны занимать рассмотрение проблемы, так называемых дорожных «ловушек», то есть ситуаций, в которых ребенок чаще всего попадает под машину. Важно создать иллюстрации с подробным описанием и избеганием ситуаций обманчивой безопасности, и научить ребенка находить способы избегать ее, уметь выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должен быть осуществлён системный подход.

Осуществляя этот подход, важно следовать одной цели – сохранению жизни и здоровья детей, созданию естественных условий для обучения. Комплексные меры по профилактике ДТП помогут воспитать законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.

При этом формы профилактики должны все время совершенствоваться и выходить на новый уровень. Законодательство обязано меня законы, подстраивать их под современные реалии, а воспитатели должны выстраивать свою программу обучения, исходя из существующих норм и законов.

Неподчинение сигналам регулирования, игра вблизи светофора может стать решающим в жизни ребенка. Поэтому, начиная с дошкольного учреждения, должны создаваться условия, препятствующие появлению дорожно-транспортных происшествий.

Публикации по теме:

Консультация по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога… Это целая жизнь»Консультация по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога… Это целая жизнь» Сейчас наступает теплое время года для детей, и они будут проводить все свое свободное время на улице. Все дошкольные учреждения ведут с.

Фотоотчёт «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»Фотоотчёт «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» У нас в саду прошло общее родительское собрание на тему "Профилактика дорожно-транспортного травматизма".Наряду с концертом, который показали.

Фотоотчет о мероприятие по безопасности детского дорожно-транспортного травматизма «Светоотражающие элементы»Фотоотчет о мероприятие по безопасности детского дорожно-транспортного травматизма «Светоотражающие элементы» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Продолжается сотрудничество с инспектором (по пропаганде БДД) ОГИБДД МО МВД России "Мазановский".

Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Сохранение жизни и здоровья детей — это главная цель нашего общества. Работу по воспитанию и обучению Правилам дорожного движения в детском.

Конспект занятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей второй младшей группыКонспект занятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей второй младшей группы Тема: "Осторожно, машины!"Цель: Закрепить навыки сформировавшихся основ безопасного поведения на улице и дороге. Задачи: 1) Закрепление.

Консультация для родителей «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма стоит в современном обществе остро. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Программа «Светофорчик» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) ПРОГРАММА «СВЕТОФОРЧИК» (ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА) Пояснительная записка. Ежегодно на дорогах России.

Фотоотчет о работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма в детском садуФотоотчет о работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма в детском саду В целях активизации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и обеспечения безопасности несовершеннолетних в зимний период,.

Библиотека изображений:

Публикация Системный подход в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Власова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Системный подход в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Опубликовано: 12 ноября 2021 в 16:52
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД