Папки-передвижки

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС начальных классов

Мартынкина Галина
Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС начальных классов

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов

Тема: Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС

начальных классов

Докладчик: Мартынкина Г. А.

Так уж заведено, что в жизни нам постоянно приходится решать разные проблемы:

• Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»

• Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

Публикация «Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС начальных классов» размещена в разделах

• Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).

• И, получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Этому дети должны учиться ещё в школе. В современном обществе востребована образованная личность, способная творчески мыслить, чётко выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Даже далёкому от школы человеку ясно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и по-своему выразили. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее развивают мышление и речь? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер? Разумеется, на уроке с деятельностным методом обучения. Технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики сами ставили и решали проблемы.

Само это название деятельностный метод говорит о том. Что в деятельности должны на уроке участвовать все дети.

В сравнении с традиционным уроком, урок, построенный по данной технологии дает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности учащихся.

На уроках открытия нового я использую проблемно-диалогические методы обучения.

Почему я использую побуждающий диалог? Потому что он создает ситуацию, при которой дети вынуждены о чем-то догадаться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение, а это формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.

Когда ученик затрудняется, кроме побуждающего, использую ещё и подводящий диалог. Тогда системой посильных вопросов и заданий, например; сравни, сопоставь, вспомни, я подвожу детей к самостоятельному открытию нового знания.. Урок открытия нового знания невозможно представить без предположений учащихся, без коллективного обсуждения проблемы. Для меня актуальность использования данной технологии обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия:

- учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

- дети общительны, а речь развита плохо.

Данная технология помогает мне сделать так, чтобы дети не сидели, сложа руки, не были пассивными слушателями, а сами включались в работу. Развивались бы очень важные качества: речь, умение слушать других и высказывать своё мнение, версию, формулирование темы урока, проговаривание алгоритма действий, уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений. При помощи диалога, исследовательской деятельности выдвижении гипотез, предположений, можно открыть новые знания (урок обучения грамоте смотрим, этап открытия нового). В процессе диалога дети исследовали звук и сделали вывод. На уроке русского языка при помощи проблемно - диалогических методов мы вывели алгоритм. А на Уроке окружающего мира в 1 классе на этапе открытия нового мы использовали исследовательскую деятельность, дети выдвигали свои гипотезы, а потом они проверялись в процессе опытов.

Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В 1-ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так, до решающей. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2-ом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.

Рекомендации:

1. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.

2. Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы

3. Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.

4. При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.

Бывает и такое, когда невозможно провести исследование, трудно подобрать вопросы для побуждающего и подводящего диалога, например при изучения темы «Глагол» в таком случае на помощь придет учебник.

В заключении: В результате использования этих методов у детей на уроках рождается искреннее стремление докопаться до истины, найти ответ на вопрос, решить учебную задачу.

Создаются условия для самовыражения учащихся. Совершенно очевидно, что такие уроки имеют еще и очень мощный воспитательный, нравственный потенциал: учат умению принимать чужую точку зрения; грамотно дискутировать; добиваться общего результата.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо»Фотоотчёт об участии в районном МО воспитателей «Системно-деятельностный подход в оптимизации Рппс доо» Недавно старший воспитатель нашего детского сада предложила мне выступить на методическом объединении воспитателей с проектом "Посткроссинг.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Консультация музыкального руководителя «Системно — деятельностный подход на музыкальных занятиях» Чтобы разобраться, что такое деятельностный подход в образовательной деятельности дошкольного учреждения, необходимо понять, что такое деятельность.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Презентация опыта работы учителя начальных классов Пояснительная записка к презентации по представлению опыта работы учителя начальных классов, классного руководителя 2 класса МБОУ «Красногорская.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Скороговорки в работе учителя начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию об использовании скороговорок на уроках в начальной школе. Скороговорки - это несложный,.

Стихи-посвящение учителям начальных классовСтихи-посвящение учителям начальных классов Когда наши дети покидают детский сад, они попадают в надёжные руки педагогов школы. Понятны волнения родителей и,конечно же,самих детей.

У нас в гостях учитель начальных классовУ нас в гостях учитель начальных классов Здравствуйте, дорогие МААМовцы! На календаре уже разгар лета, но мы вернемся немного назад. В мае месяце нас посетил учитель начальных.

«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов«Удивительный платок». Иры с платком для учащихся начальных классов Мы с учащимися придумали игры и упражнения с носовым платком для развития мелкой моторики. Обучающимся эти игры и упражнения с носовым платком.

Библиотека изображений:

Публикация Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС начальных классов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мартынкина Галина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС начальных классов
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 16:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД