МААМ-картинки

Система работы по экологическому образованию дошкольников

Нина Ротанова
Система работы по экологическому образованию дошкольников

В настоящее время интенсивно развивается система непрерывного экологического образования. Огромное внимание экологическому воспитанию и образованию уделяется на его начальном этапе, а именно в дошкольном возрасте. В детских садах углубленно занимаются по различным программам, направленным на формирование у детей начал экологической культуры, осознанно правильному отношению к явлениям и объектам живой и неживой природы, пониманию взаимоотношений объектов со средой обитания. Из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость повышения экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста. Требования к содержанию образования дошкольников в современном обществе повышаются, в дошкольные учреждения введено направление экологического образования взамен прежнему более узкому «ознакомлению с природой». В ДОУ нами определены образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, в частности, экологии, доступные для понимания дошкольников. Поскольку мышление дошкольников является наглядно - образным и наглядно - действенным, основной упор мы делаем на наблюдение, экспериментальную деятельность и продуктивную. Экологическое образование затрагивает все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое. В процессе формирования экологических понятий, доступных 6 - 7 летним детям осуществляются важные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, осязание.

Публикация «Система работы по экологическому образованию дошкольников» размещена в разделах

Почти все занятия строятся с учётом тактильных ощущений детей. Подержать в руке камень, почувствовать его вес, форму, подуть на пёрышко и почти не ощутить его веса, но уловить лёгкое щекочущее прикосновение, охладить руку льдом и тут же почувствовать, как она согревает и растапливает его. Всё это происходит в процессе экспериментальной деятельности детей. Сколько радости от взаимодействия с природой появляется у ребят! Возникает желание ещё больше познавать, экспериментировать. Да и понятно, экологические знания без опоры на наглядность и собственную продуктивную деятельность, дети не усваивают.

Задачи по формированию экологического сознания можно считать выполненными, если дети овладели такими общими понятиями как

- в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов, каждый организм имеет право на существование;

-каждый живой организм нуждается в определённых условиях, нарушение хотя бы одного из них ведет ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов;

- у разных организмов потребность в условиях разная и это можно определить по внешнему виду, какие условия жизни нарушены, чего не хватает;

- человек является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу. Следовательно, он несёт ответственность за создание благоприятных условий жизни животных и растений. На многие детские вопросы может ответить взрослый, если они связаны с историей, географией, музыкой, рисованием. Как же сложно бывает ответить на «детские» вопросы, касающиеся биологии. А дети засыпают вопросами: «Есть ли гуманоиды?», «А мы тоже вращаемся вместе с землёй?», «Почему бывают землетрясения?», «Вы умеете говорить на птичьем языке?», «Почему бывает шаровая молния?», «Зачем кошки едят мышей, мой кот ест только «Кити-кет», «А почему обезьяна в зоопарке не превращается в человека?», «А где я был, когда ещё не родился?». Нельзя оставлять детские вопросы без ответов, и я достаю справочник, энциклопедию или специальное издание, сверяюсь с источником и готовлю научно обоснованный ответ.

За годы занятий по экологии у детей старшего возраста появилось достаточно знаний, чтобы понять важность некоторых природных закономерностей. Дети приобрели навыки ухода за растениями, животными - обитателями уголка природы, стали более наблюдательны, внимательны, новые знания получали в результате собственной экспериментальной деятельности. Выводы и умозаключения, сделанные ими в процессе деятельности, показывают, насколько дети любознательны, активны, заинтересованы, способны к усвоению научных знаний.

Апробация новых подходов к экологическому образованию дошкольников, применение современных технологий, наполнение его экологическим содержанием реально повышает экологическую воспитанность детей, формирует начала экологической культуры.

Чтобы дать детям необходимые экологические знания в интересной, занимательной форме, используются игры, беседы, занятия, а также разные экологические мероприятия : праздники, досуги, кукольные спектакли, проводятся акции.

Ежегодно проводим День Земли. Его отмечают во всех странах и городах. По традиции в этот день звучит Колокол Мира, призывая людей Земли сохранить наш общий дом - Землю. День Земли отмечают в марте и 22 апреля. 22 апреля - Международный день Матери-Земли, установлен Генеральной Ассамблеей ООН. Также день Земли отмечается 20 марта (третья неделя) ближе к весеннему равноденствию. Люди хотят, чтобы планета Земля - наш общий дом - была красивой и чистой, а взрослые и дети меньше болели. В эти весенние дни дети вместе с взрослыми, благоустраивают участки, высаживают цветы. В нашем детском саду День Земли был отмечен праздником «Посвящение в юные экологи».

На празднике «День Земли» мы организовываем акцию «Украсим Землю цветами». Выращенные самими детьми цветочные растения (фиалки, бегонии, хризантемы) ставим вокруг глобуса - макета Земли. Беремся за руки и традиционно делаем совместное фото.

Участвуя в акции «Очистим Землю от мусора», дети запомнили, почему нельзя загрязнять и засорять природу, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом. Огромное внимание уделяется сбору мусора и его сортировке. В этом помогают персонажи «Эколята» - Умница, Ёлочка, Тихоня, Шалун. Эколята - друзья и защитники природы. Образы сказочных героев - эколят помогают в игровой форме усвоить экологические понятия, наполнить экологическим содержанием познавательные и практические виды деятельности, обеспечить осознанно – правильное отношение к природе.

В течение года опытным путём дети приобретали сведения о свойствах воды, льда, снега, песка. Самостоятельно составляли интересные рассказы о явлениях природы и о животных. Отражали их в рисунках. Состояние погоды систематически отмечали в календаре погоды, именно с этого и начинались занятия по экологическому воспитанию. Устанавливали простейшие причинно - следственные связи между живой и неживой природой, растениями и животными. Трудовая деятельность в уголке природы всегда желанна, доставляет детям радость, т. к. есть возможность проявить самостоятельность, увидеть результат своего труда.

Развивающая среда в детском саду, так необходимая для формирования экологических знаний детей, разнообразна, познавательна, насыщена и интересна. Включает в себя класс экологии с лабораторией и комнатными растениями; экспонаты экосистем – «лес», «пустыня», «водоём»; уголок художественно-творческой деятельности; участок детского сада с экологической тропой, птичьим столбом, огородом, цветниками; холлы, коридоры с растениями по принципу летнего сада.

К празднику «Посвящение в юные экологи» вместе с детьми подготовительных групп мы подобрали «картотеку добрых дел». Дети в виде символов схематично отмечали на листочках бумаги свои добрые дела в природе, которые они самостоятельно выполняли в течение года. Даша - полив цветов, рыхление почвы, прополка сорняков на огороде у бабушки, бережное отношение к первоцветам, экономия воды из крана. Аня - уход за волнистым попугайчиком дома, посадка зелени для птиц, подкормка птиц зимой, полив и рыхление комнатных растений; София - изготовление кормушки для птиц вместе с папой, полив цветов, выращивание из семян цветочной рассады, посадка лука, зарисовки наблюдений в природе, экономное отношение к воде в кране; Ваня - соблюдение чистоты в клетке у хомяков, уход за ними, выращивание комнатных растений, знакомство с «Красной книгой». Настя - изготовление поделок из природного материала, полив и протирание цветов от пыли, изготовление кормушки, подбор интересных экзотических растений для знакомства с ними детей своей группы.

Эти маленькие листочки с большими наглядными делами детей убедительно доказывают результаты их личностного роста, нравственного взросления, становления экологического сознания, формирования начал экологической культуры.

Особенно важно отметить совместную деятельность детей, воспитателей и родителей. Организованные в течение года выставки совместного творчества: «Что нам осень принесла», «Королева тыква», «Зимний букет», «Фантазии из природного материала», фотовыставка «Я и моё любимое животное», «Интересное в природе» являются показателем результатов детской заинтересованности, активности, любознательности. Благодаря совместным делам взрослых и детей повышается экологическая воспитанность, растёт уровень их общего интеллектуального развития.

Любите нашу Землю! Земля - наш родной общий дом! Если вам по душе красота земная - берегите её устали не зная.

Воспитатель МБОУ СОШ №3 ДО «Теремок» г. о. Мытищи Ротанова Нина Васильевна.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Авторское многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Интеграция образовательных.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Проект по экологическому образованию в первой младшей группе «Наши пернатые друзья» Сроки реализации: сентябрь – декабрь Участниками проекта являются: 1. Воспитатели 2. Воспитанники группы (возраст от 1,5-3 лет) 3. Родители.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Выступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольниковВыступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольников Подводя итоги 2017 года как года экологии, 14.12.2017 года Центр дошкольного образования г. Пензы проводил фестиваль по экологическому образованию.

Библиотека изображений:

Публикация Система работы по экологическому образованию дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Ротанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Система работы по экологическому образованию дошкольников
Опубликовано: 26 июля 2023 в 08:52
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД