Лучший педагог года

Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации

Гузялия Владимирова
Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации

«Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Публикация «Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации» размещена в разделах

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития любознательности и познавательной мотивации, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие любознательности и познавательной мотивации – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.

Понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим : любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Сниженная познавательная мотивация дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития любознательности является актуальной в настоящее время. Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, достижение высокого уровня любознательности у детей и интересом педагогов к новым формам повышения познавательной мотивации.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:

- развитию воображения и творческой активности;

- формированию познавательных действий, становлению сознания;

- развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) .

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития любознательности и познавательной мотивации, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей познавательного развития детей неизмеримо возрастает ответственность родителей за судьбу каждого ребенка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития любознательности и познавательной мотивации позволил обнаружить следующие противоречия:

- необходимость успешного освоения ребенком программного материала с одной стороны и с традиционной формой организации педагогического процесса с другой стороны;

- заинтересованность в повышении качества образования и невозможность реализации образовательных задач;

- желание родителей иметь ребенка максимально адаптированного в социум и отсутствие знаний о значимости использования новых информационных технологий в развитии ребенка;

- необходимость получения качественного образования детьми и не активностью педагогов, внедряющих информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

Таблица 1.

Недостатки в результатах: Недостатки в основном процессе: Недостатки в условиях профессиональной деятельности

• Ребёнок часто бывает пассивен, не проявляет интерес к познавательным играм;

• Снижен уровень познавательной мотивации и любопытства;

• Созданные условия для самостоятельной познавательной деятельности детей в группах являются недостаточными;

• Отсутствие целенаправленного подхода к организации в использовании инновационных технологий;

• Современные технологии и методы образования (метод проекта, компьютерные игры) используются в недостаточном объеме;

• Подобрано недостаточно дидактических игр и пособий, которые помогут стимулировать познавательную активность дошкольников;

• Недостаточный уровень теоретической и практической подготовки воспитателей ДОО (не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами)

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи:

• Приобщение к области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

• Использование метода проектов и экспериментирование помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

• Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие любознательности у детей через использование новых инновационных технологий в работе педагога имеет значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника.

• Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:

- у детей не сформирована способность к активной познавательной деятельности;

- родители не уделяют должного внимания познавательной мотивации детей;

- педагоги недостаточно используют в работе инновационные технологии;

- недостаточно продумана организация развивающей среды.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное познавательное развитие. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования познавательной мотивации и любопытства у детей дошкольников.

1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В настоящее время в системе образования реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребё нка по данной теме:

Таблица 2.

Новые образовательные результаты:

Целевой ориентир Конкретизация с возрастом и темой

(подготовительный возраст) Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Формирование познавательного интереса, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Ребёнок стремиться самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Формирование интереса к действиям и поступкам людей, желания помочь, порадовать окружающих. Развивать понимание необходимости заботы и сочувствия к сверстнику (обиженному, слабому, неумелому, к родителям и членам семьи. Осознают свою принадлежность к социуму, проявляют интерес и анализируют действия окружающих людей.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Формирование состояния личности, активное видение мира, характеризующееся

стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, желания осваивать новые знания и действия которое реализуется в сюжетно-ролевой игре. Дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью; расшифровывают различного рода загадки:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Стимулирование познавательной активности, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. Дети выдвигают предположения о возможном

течении явления природы и его причинах; самостоятельно конструируют свои

знания и ориентируются в информационном пространстве;

2. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения проблемы формирования у дошкольников любознательности и познавательной мотивации необходимо использовать виды деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста :

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Наиболее эффективным методом в формировании у детей дошкольного возраста любознательности и познавательной мотивации является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

№ п/п Направление Вид деятельности Форма На что направлено

I Работа с детьми Игровая Игровые проблемные ситуации «Что перепутал художник?»,

«Как Белоснежка гномов считала»;

- игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды?»;

- словесные игры «Назови лишнее»; «Назови соседей»; Стимулирование познавательной активности детей

Коммуникативная Игры «Царство «почемучек»»,

беседы с детьми и родителями на тему «Хочу все знать»; Формирование познавательной мотивации детей, стимулирование любопытства по отношению к объектам окружающей действительности; знакомство с методами познавательного исследования :

Познавательно-исследовательская Экскурсия в библиотеку,

мини-проект

по формированию математический представлений «В гости к цифрам» Ребенок может провести самостоятельно опыт; ребенок активно участвует в проекте. Формирование навыков познавательного исследования :

Восприятие художественной литературы и фольклора Рассматривание фотоальбомов.

Чтение художественной литературы. Знакомство детей с энциклопедиями. Упражнение «Расскажи сказку» Ребёнок приобретает навык работы с энциклопедией.

Активизация творческой активности детей.

Изобразительная Детское творчество: рисунки, аппликации на свободную тему Ребенок проявляет любознательность в продуктивных видах деятельности

Конструирование Поделки из мягких модулей Ребенок развивает воображение. И творческую активность

II Взаимодействие с педагогами ДОУ Консультации «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»,

Мини семинары — практикумах «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», Ребенок закрепляет положительное отношение к совместной деятельности

Приобщение детей к правилам игры и взаимоотношения детей со взрослыми и детьми

Воспитанники обладают установкой положительного отношения к самому себе и близким, обладают чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

III Работа с родителями Консультации «Дидактические игры залог любознательности ребенка», «Успешный дошкольник - успешное будущее»;

«Использование инновационных технологий в ДОО»;

- приглашение родителей на деловую игру «Путешествие в мир «Почему?»»

Родительское собрание «Развитие у дошкольников познавательной мотивации в играх - экспериментах» Осознание ребенком принадлежности к социуму, стимулирование интереса к анализу действия окружающих людей.

IV Методический конструктор организации вне НОД Коллективная работа Дети проявляют сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью;

Совместные экскурсии

Праздники и традиции группы

Благоустройство территории

Изготовление фотоальбома группы

Мастер-класс

Выставка детских работ

Для выявления уровня развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста использовались таким методика «Познавательная потребность дошкольника» В. С. Юркевич. Родителям и воспитателям испытуемых предлагалась анкета В. С. Юркевич, направленная на выявление у детей наличия, силы и устойчивости познавательной потребности. Она включала 7 вопросов с тремя вариантами ответов

Анкета «Познавательная потребность дошкольника» В. С. Юркевич

№ п/п Вопросы Варианты ответов

1 Как часто ребенок подолгу (полчаса - час) занимается какой-нибудь умственной деятельностью а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

2 Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку? а) помучиться,

но самому найти ответ

б) когда как

в)получить готовый

ответ других

3 Просит ли почитать книги, дослушивает ли до конца?

а) постоянно, слушает до конца

б) иногда, не всегда

слушает до конца

в) редко

4 Насколько положительно эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением а) очень положительно

б) когда как

в) скорее равнодушно

5 Часто ли ребенок задает вопросы? а) часто

б) иногда

в) редко

6 Дожидается ли ответа на поставленный вопрос? а) да

б) не всегда

в) нет

7 Присутствуют ли в речи

вопросы-цепочки

(за одним вопросом

следует другой,

возможно, третий,

относящийся к одной теме) а) да, бывают довольно часто

б) когда как

в) не наблюдалось

• 27-35 баллов - познавательная потребность выражена сильно;

• 17-26 баллов - познавательная потребность выражена умеренно;

• менее 17 баллов - познавательная потребность выражена слабо.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Согласно требованиям ФГОС к условиям реализации основной программы, работа на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье была успешной и плодотворной, в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:

Контроль Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов Изменения

1. Кадровые Ознакомление работников с инновационными программами и технологиями и их применение на практике;

профессиональная подготовка на курсах повышения квалификации не реже, чем каждые три года в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности;

2. Научно-методические Проведение семинаров-практикумов ««Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»

3. Материально-технические Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной среды для проведения занятий на более высоком уровне.

Иметь полный комплект атрибутов к сюжетно ролевой игре.

• Приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр по формированию любознательности и познавательной мотивации

• Приобрести различные Приобретение в методический кабинет дидактических игр, направленных на развитие логического мышления, формирование познавательной активности

Разработка проектов на тему «Мне все интересно», «А почему?» и т. д. костюмы для проведения театрализованной деятельности и праздников.

4. Нормативно-правовые Письменные разрешения родителей для работы с психологом.

Письменное разрешения родителей для посещения экскурсий.

Для проведения экскурсий договор с экскурсионным агентством и разрешение заведующего ДОУ.

5. Информационные Компьютер для проведения электронно-дидактических игр с детьми, дистанционного общения с коллегами с целью обмена опытом и информацией по формированию любознательности и познавательной мотивации.

6. Организационные Кружковая работа «В мире столько интересного»

Организация встреч с людьми разных профессий.

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

- Тема пособия: «В гости к цифрам»

- Возраст целевой группы: 6-7 лет

- Цель пособия: формировать познавательную активность, любознательность. выявить умение детей принимать задачу, анализировать ситуацию, сопоставлять факты, рассуждать и аргументировать собственные выводы.

- развивать стремление к взаимодействию в паре или небольшой группе;

- обогащать математические представления;

- побуждать к новым поискам и решениям.

- Алгоритм работы со слайдами :

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1

«Титульный лист»

Воспитатель знакомит воспитанников с названием игры и её правилами

№2

На слайде появляется картинка с изображением «ушей зайцев»

Воспитатель спрашивает: «Сколько зайцев спряталось в корзинке?»

Дети отвечают. По щелчку появляются цифра 3 - это правильный ответ.

№3

На слайде появляется картинка с изображением «зайцев»

Воспитатель спрашивает: «Сколько зайцев здесь?»

По щелчку появляются варианты ответов.

Дети считают и угадывают. По щелчку появляется правильный вариант ответа.

№4

На слайде появляется картинка с изображением «домиков»

Воспитатель спрашивает: «Какой из домиков займет свое место?»

Дети отвечают и логически обосновывают свой выбор.

По щелчку правильный домик занимает свое место.

№5

На слайде появляется картинка с изображением «волшебной мозаики». У детей нв столах тот же набор фигур.

Воспитатель предлагает: «Сложите трактор из двух красных кругов, одного желтого треугольника, голубого, черного и зеленого прямоугольника»

По щелчку появляются картинка-проверка - трактор.

Дети упражняются в складывании других фигур.

№6

На слайде появляется картинка с изображением «числового домика»

Воспитатель спрашивает: «Если к одному прибавить девять сколько получиться?»

По щелчку появляется цифра 10.

Дети упражняются в складывании чисел, чтобы получить цифру 10.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей«Развитие любознательности у дошкольников» Консультация для родителей Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения. С возрастом.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» ВидеоКонсультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Презентация «Стихи с раскрасками для старших дошкольников и младших школьников о характерах «О нашей любознательности» Дорогие мои воспитатели, педагоги и родители, заинтересованные в позитивном воспитании детей! Продолжаю публиковать небольшие подборки детских.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации
Опубликовано: 31 января 2024 в 07:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы педагога по развитию у дошкольников любознательности и познавательной мотивации» (включая файлы) размещена пользователем Гузялия Владимирова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД