Получи документы

Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания

Екатерина Бондаренко
Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания

1) Воспитательно-образовательное значение системы знаний о природе

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, т. к. закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Публикация «Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания» размещена в разделах

Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т. е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения.

Экологическое воспитание и образование формирует:

1. знания и представления об окружающем мире (природа и общество);

2. понимание взаимосвязи между этими составляющими мира;

3. выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой;

4. развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней.

Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.

Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек.

В содержании программы учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному».

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

2. Познавательные возможности детей дошкольного возраста

Детский сад - первое звено системы непрерывного экологического образования.

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

Признаки интереса к природе :

a) проявление интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями);

b) проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями).

Средства формирования интереса к природе :

1) прогулки и экскурсии на природу;

2) фенологические наблюдения;

3) использование элементов исследовательской работы;

4) изучение загадочных явлений природы;

5) деятельность по оказанию помощи природе;

6) чтение книг и просмотр видеофильмов о природе;

7) проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

3. Формирование у дошкольников представлений о многообразии живых существ

Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С. Н. Николаева.

Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А. М. Федотовой. Они были направлены на:

1. изучение особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста, сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно;

2. изучение характера и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих (зверях, насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных;

3. выявление умения детей группировать животных по указанным признакам, а также по самостоятельным определённым признакам (в заданиях на свободную группировку);

4. выяснение, владеют ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.

Знания включают в себя конкретные и обобщённые представления.

Игра (дидактическая) является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

5. Формирование обобщений в дошкольном возрасте

Основная цель формирования обобщенных представлений в дошкольном возрасте: интенсивное развитие соответствующих возрасту особенностей мыслительной деятельности, развитие способности обобщать, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире.

С раннего возраста: дети знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам, осваивают под руководством взрослых приемы ухода за ними, помогают выращивать молодые растения и животных.

В старшем дошкольном возрасте эти конкретные знания могут быть суммированы, обобщены.

a) Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика:

b) формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений;

c) содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщённое представление;

d) каждому признаку соответствует специальный вопрос.

Важное место в беседе занимает формулировка выводов (заключений)собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, — которое и соответствует обобщенному представлению.

Формирование обобщенных представлений — это словесный метод работы с детьми, в центре которого — алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его, необходимо. Обобщённые представления строятся на 3—4 сходных и значимых для всей группы признаках.

6. Значение системы знаний о природе в формировании основ экологического сознания.

С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин отмечают, что экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

Формирование основ экологического сознания происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Полнее всего заданию формирования экологического сознания отвечает дидактичная игра. Обучение, активизация познания в значительной мере происходит в игровой форме. Экологизации дидактичной игры способствует принцип парности. Реализация его достигается отбором таких заданий, которые ведут ребенка путем самостоятельных решений, поиска ответов на вопросы, которые подаются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде.

Методы:

1. Наблюдение;

2. Экспериментирование;

3. Беседа с использование иллюстративно-наглядного материала;

4. Экологические сказки (детям среднего дошкольного возраста интересны сказки о животных, например такие, как «Лиса и колобок», «Подосиновики», «Пожар в лесу»);

5. Чтение художественной литературы экологического содержания ( Сказки: белорусская народная сказка «Пых», русские народные сказки: «Петух да собака», «Как петушок лису перехитрил», «Бычок - черный бочок, белые копытца»; В. Сутеев «Капризная кошка», «Под грибом», «Елка»; В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»; братья Гримм «Лиса и гуси». Рассказы: К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»; Т. Воронина «Про зайку»; Е. Чарушин «Заяц», «Лиса», «Волк»; Л. Н. Толстой «Рассказы для маленьких детей»);

6. Трудовые поручения в уголке природы и на площадке;

7. Игра:

7.1. Совместный экологический досуг с детьми «Вечер загадок» и т. п. ;

7.2. Подвижные игры «Лохматый пес», «Воробушки и кот» и т. д. ;

7.3. Сюжетные игры с игрушками животных (домашние и дикие животные);

7.4. Различные дидактические игры («Кто в домике живёт?», «Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку»);

7.5. Игры-эксперименты («Цветные капельки»-игры с водой; «Мыльные пузыри»-игры с мыльной водой; «Снежные фигуры» лепка из снега и др.);

7.6. Театрализация («Зимовье зверей», «Зимние забавы»);

7.7. Игры с природным материалом (песком, снегом, желуди и др).

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника»Фотоотчет о родительском собрании «Игра как основа развития речи дошкольника» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Презентация «Модель центра экологического развития во второй младшей группе» Экологический центр в групповой комнате – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле»Занятие по формированию экологических знаний о воде «Вода — основа жизни на земле» Задачи: - формировать у детей познавательный интерес к природе, к ее главным богатствам, на примерах показать необходимость защиты и охраны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания
Опубликовано: 9 мая 2022 в 08:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Бондаренко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД