Лучший педагог года

Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников

Сайкина Кристина
Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников

Синквейн - слово французское, в переводе означает "стихотворение из пяти строк".

Каждая строка подчинена определенным правилам.

Правила составления синквейна:

Его форма напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (1 существительное).

Вторая строка - описание признаков предмета или его свойства, два слова. (2 прилагательных).

Третья строка - описывает действия предмета, три слова. (3 глагола)

Публикация «Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Четвёртая строка – отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Может быть словосочетание или предложение. (фраза из 4 слов).

Пятая строка – одно слово –существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. (ассоциации, возникающие, когда слышишь это слово).

Этапы работы над синквейном:

1 этап - подготовительный.

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Формы обогащение и активизация словаря:

Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)

Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.

Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

2 этап - основной.

Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

Способы освоения основного этапа:

1) "Синквейн - загадка"

Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

Лексическая тема "Время года"

1.? (зима).

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

 5. Волшебница.

2) "Найди ошибку в синквейне"

В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

1. Белка.

2. Рыжая, ловкая.

3. Прыгает, учится, спит. (грызет)

4. Белка живет в гнезде. (в дупле)

5. Дикое животное.

3) "Синквейн по образцу"

Составление краткого рассказа по готовому дидактическому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в его состав).

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная. Он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным живется трудно.

1 Заяц

2 Белый, пушистый

3 Боится, прячется, убегает

4 Мне жалко зайца.

5 Дикое животное

4) "Закончи стихотворение"

Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

1. Помидор

2. Круглый, мягкий

3. Растет, краснеет, зреет

4. Растет в огороде.

5.? (Овощ)

3 этап - практический (самостоятельное составление синквейна).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Способы освоение практического этапа:

1) Составление синквейна по предметной картинке

Дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении.

1. Машина

2. Быстрая, гоночная

3. Едет, обгоняет, рычит

4. Я люблю с папой кататься на машине.

5. Транспорт

2) «Чей синквейн Лучше?» 

Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

3) «Волчок». 

Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

4)«Занимательный кубик». 

На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

5)«Речецветик». 

Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : " Цыплята" .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Методический прием в процессе разучивания песни «Есть у солнышка друзья» к международному Дню дружбы Методический прием в процессе разучивания песни: "Есть у солнышка друзья" слова Е. Каргановой, музыка Е. Теличеевой, к международному Дню.

Методический прием в разучивании песни «Солнышко»Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Методический прием в разучивании песни «Солнышко» Музыка Т. Попатенко, слова. Н Найденовой.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синквейн как методический прием в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 18:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД