Папки-передвижки

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Лобанова Ирина
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г. Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания : «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет.

Публикация «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей» размещена в разделах

Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля»

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей

вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность. При

наблюдении за такими детьми врачи замечают небольшую задержку в их

речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть, они позже

овладевают сложными движениями (прыжками и др).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны в этот период активно развивается внимание и память. С другой – наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я". Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому, когда малыш идет в сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физическихих и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом

систематического обучения (в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых cтруктур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с СДВГ не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.

Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в

подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность,

иногда сочетающаяся с агрессивностью.

К сожалению, синдром дефицита внимания – не единственная трудность,

которую приходится преодолевать ребенку ежедневно. Есть целый ряд

сопутствующих состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем

СДВГ. Это совершенно не значит, что у одного и того же ребенка должны

присутствовать абсолютно все нарушения одновременно.

1. Зрительное восприятие.

Нарушение зрительного восприятия

Особенностью детей с СДВГ является неполная обработка входящей

зрительной информации. Проблемы ребенка не обусловлены плохим зрением, но мозг перерабатывает не все сигналы. Чтобы та информация, которая была пропущена, перерабатывалась мозгом, она должна повториться несколько раз или же быть более интенсивной по воздействию. Иногда ребенок видит буквы и цифры искаженно. Пишет он некрасиво и

неряшливо. В этом, помимо зрительного восприятия, свою роль играет плохая координация движений.

Нарушение зрительно-моторной координации

У ребёнка с СДВГ довольно часто нарушена зрительно-моторная координация. Такой ребёнок недостаточно хорошо контролирует с помощью

глаз то, что он делает руками. Для хорошей слаженной работы обоих рук также нужна четкая координация между правой и левой рукой (левая рука плохо выполняет свою поддерживающую функцию).

2. Нарушение координации.

Зарубежные исследователи считают, что обработка анкетных данных

является основным механизмом диагностики СДВГ. Тем не менее, изучение

моторики позволяет намного лучше понять основные механизмы и

физиологические компоненты этого нарушения развития.

Вестибулярные нарушения

Равновесие и вестибулярная чувствительность занимают одно из ведущих

мест в развитии грубой моторики (сверхчувствительность, низкая

чувствительность). Сверхчувствительность — это гравитационная

неуверенность. Дети со сверхчувствительным вестибулярным аппаратом не

переносят быстрых поворотов головы или езды на автомобиле. При низкой

вестибулярной чувствительности ребенок, наоборот, слишком хорошо

переносит верчения, кручения и раскачивания. Для таких детей раскачивание

на качелях, верчение на карусели или на канцелярском стуле — это

естественное состояние.

Нарушение крупной моторики

У детей с СДВГ может быть нарушена координация крупных движений и

они могут быть "неуклюжими". D.Dewey и B.J.Kaplan различают 3 типа

нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории "неуклюжих" :

-нарушение последовательности движений:

-нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации

движений, мимики);

-нарушение развития всех двигательных умений.

Нарушения координации крупной моторики выявляются примерно в

половине случаев СДВГ. Слабая моторная координация проявляется в

беспорядочных хаотических движениях. Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, они испытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степени автоматизма. Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения.

Нарушение мелкой.

Дети, страдающие СДВГ, имеют нарушения мелкой моторики различной

степени тяжести. Им бывает трудно научиться завязывать шнурки, вырезать

ножницами точно по контуру, раскрашивать, не вылезая за границы Они

испытывают сложность в координации мелких движений при письме. Эти дети имеют хронические трудности моторной координации, не позволяющие им легко и просто выполнять ежедневные бытовые задачи также искусно, как это делают их здоровые сверстники.

3. Чувствительность

Тактильная чувствительность

У детей с СДВГ можно наблюдать сенсорную сверхчувствительность,

особенно к прикосновениям, даже очень легким. В народе это называется

синдромом "принцессы нагорошине" .Раздражать могут ярлычки на одежде,

сама одежда из шерсти или синтетических материалов, складки и неровности на простыне, резинки на поясе или рукавах одежды, тесные ботинки. Дети с тактильной сверхчувствительностью не переносят объятий при встрече. Если

объятия затягиваются, у таких людей начинается паника и приступы

клаустрофобии. С возрастом эти проявления гиперчувствительности

сглаживаются. Однако во взрослой жизни и женщины и мужчины могут иметь определенные трудности или особенности в интимных отношениях из-за потребности иметь больше "собственного пространства".

Слуховая чувствительность

Некоторых детей могут раздражать звуки тикающих часов или звук

работающего в другой комнате телевизора. Звуки кажутся очень громкими.

Обонятельная чувствительность

Некоторые дети чувствуют запахи, источник которых находится

довольно далеко. Раздражает запах лука, чеснока, различных специй или же

духов и лака для ногтей. У таких людей очень часто имеются различные

аллергические реакции.

Вкусовая чувствительность

Люди с СДВГ, страдающие сверхчувствительностью, очень часто

избирательны в еде. Они, например, могут кушать только пищу с определенной текстурой и не переносить остальные продукты.

Зрительная чувствительность

Гораздо реже, но бывают дети, демонстрирующие зрительную

чувствительность. Например, это может быть непереносимость неонового

освещения.

Низкая чувствительность

Очень часто в одном пакете с гиперчувствительностью идет низкая

чувствительность к холоду или боли, а также пониженная чувствительность к

стимулированию вестибулярного аппарата. Ребёнок может не замечать царапины и не реагировать на ушибы, легче переносить боль, если он ударится. В холодное время года такие дети бегают без шапок и перчаток, с расстегнутыми куртками и пальто. Дома, когда всем остальным членам семьи температура кажется комфортной, ребёнку может быть жарко и он хочет ходить по дому в одном белье.

Педагог-психолог Лобанова Ирина Владимировна

МБДОУ №140 г. Рязань

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Игры на развития внимания детей 5–6 лет «Сидим дома с пользой» Совсем скоро нашим выпускникам предстоит пойти в школу и по несколько часов в день, нужно будет уделять запоминанию.

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.

Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными»Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными» «Внимание, есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» К. Д. Ушинский Проект.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Библиотека изображений:

Публикация Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лобанова Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей
Опубликовано: 3 декабря 2020 в 12:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД