Папки-передвижки

Урок в школе «Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне»

Рузова Юлия Викторовна
Урок в школе «Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне»

Разработка урока

«Сила слабых : женщина на Великой Отечественной войне»

Цель урока : Прославление женщины как воина — защитника, участника ВОВ.

Задачи:

расширить представления детей о Великой Отечественной войне, знакомство с ранее малоизвестными страницами Отечественной истории;

воспитание патриотизма, чувства прекрасного, уважения к женщине, развитие чувства гордости за Отечество;

формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

Публикация «Урок в школе „Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне“» размещена в разделах

воспитывать уважение к героическому прошлому страны;

Методы реализации:

совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой, разработка сценария, подбор песен и музыкального оформления, репетиции.

Методы организации и осуществления познавательной деятельности:

• словесные;

• наглядные.

Методы формирования сознания:

• метод воспитательных ситуаций;

• в литературно – музыкальной композиции был применен метод эмоционального погружения.

Материально – техническое обеспечение:

• мультимедийная установка;

• фотоаппарат;

• мультимедийная презентация

• экран для просмотра презентаций;

фонограммы песен: «Ровесницы наши», «Давно мы дома не были», «Вызываю я их из бессмертия», «Ты же выжил солдат»;

• фоновая музыка для стихотворений;

• элементы костюмов

Ход урока:

Чтец 1: (на фоне музыки)

Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я ее проходил и читал про нее с детских лет.

Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,

Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.

Кто всерьез воевал – почему – то не любят об этом:

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Учитель:

Война… Великая Отечественная… Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа.

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веков считались уделом мужским. Но давайте сегодня мы посмотрим на войну другими глазами – женскими.

Чтец 2:

Окуджава Булат - "До свидания, мальчики"

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши девочки головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили,

И ушли, за солдаткой - солдат.

До свидания, девочки!

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите,

и все-таки -

Постарайтесь вернуться назад!

Учитель:

Женщина и война. Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. И все же женщина и война…Вы скажете, что женщине совершенно незачем прикасаться к жуткому ремеслу войны. Но ведь дело в том, что война — это не ремесло, а бедствие, которое приходит и вторгается в жизнь каждого, не спрашивая кто ты -мужчина или женщина.

Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, перевязывали раненых, выносили их с поля боя, уходили в партизаны, стояли у станка, рыли окопы, пахали, сеяли, растили детей… Наш сегодняшний урок посвящен русской женщине, женщине-воину, женщине-защитнице, женщине-медсестре и врачу, женщине-летчику и женщине-снайперу.

Кто сказал, что у войны не женское лицо?

Чтец 4:

Эти женские лица

В профиль или анфас:

Брови, губы, ресницы,

Выражение глаз…

Эти женские лики –

Всюду, там или здесь…

Вы навеки велики

Тем, что были и есть

Ученик в образе солдата зачитывает отрывок из книги

Алексиевич С. А. «У войны не женское лицо» :

Они шли вместе с нами плечом к плечу, они сеяли, стирали, вытаскивали нас из поля боя, они ночами стояли у станков, чтобы мы делали эту победу. Они ждали нас.

Учитель:

Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовку, они шли мстить за поруганную честь Родины. Они владели всеми военными специальностями – летчицы, танкистки, автоматчицы, снайпера, пулеметчицы.

Женщины не только спасали, как это было раньше, работая сестрами милосердия и врачами, а они и убивали. На фронтах Великой Отечественной войны в Советской армии воевало более 1 миллиона женщин. Не меньше их принимало участие в партизанском и подпольном сопротивлении. Им было от 15 до 30 лет. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Чтец 1:

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет - это горят не хаты,

То юность моя в огне,

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Учитель: Великая Отечественная война явила миру пример массового участия советских женщин в защите Отечества. Женщине пришлось стать солдатом. У каждой из женщин была своя дорога на фронт. Но побуждение одно – Родина. И желание одно - спасти Родину.

Чтец 2:

Многие тысячи советских женщин и девушек отважно сражались за свою отчизну в военно-воздушных силах. Немецкие ассы прозвали их «ночными ведьмами», французские коллеги галантно – «ночными колдуньями». Эскадрильи 125-го гвардейского женского полка состояли только из женщин, они-то и наводили на немцев настоящий страх. За каждый сбитый «рус-фанер» (У-2 и Пе -2, на которых русские девушки бомбили фашистов, Гитлер награждал своих доблестных солдат «Железным Крестом».

Чтец 3:

Большинству летчиц не было и 20 лет. Конечно, девчонки и на войне оставались девчонками, мечтающими о маминых пирогах и сочиняющими стихи о любви. Они возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их почему-либо отстраняли от полетов. Они прошли в годы войны славный боевой путь от гор Кавказа до фашистской Германии. 23672 раза поднимались в небо экипажи полка, они сбросили на врага почти три миллиона килограммов бомб!

Чтец 4:

Вот имена некоторых Ночных ведьм» :Наталья Кравцова (Меклин, Раиса Аронова, Марина Раскова, Ирина Ракобольская,Вера Белик, Татьяна Макарова, Евдокия Носаль, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие

Эти хрупкие женственные летчицы на своих маленьких самолетиках По-2 не давали покоя немцам. В любую погоду они появлялись над вражескими позициями на малых высотах и бомбили их. Девушкам приходилось делать по 8-9 вылетов за ночь.

Чтец 5: Но бывали такие ночи, когда они получали задание: бомбить «по максимуму». Это означало, что вылетов должно быть столько, сколько возможно. И тогда их число доходило до 16-18 за одну ночь, как это было на Одере. Летчиц буквально вынимали из кабин и несли на руках, - они валились с ног.

Чтец 1. : «Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).

Чтец 2: Евгения Жигуленко- 968 боевых вылетов. й был 21 год, когда в мае 1942-го она попала на фронт в сформированный Мариной Расковой 46-й ночной бомбардировочный авиаполк. После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.

Чтец 3:

Сто – двести метров над землёй

Небесным тихоходом,

И только ночь давала шанс

Вернуться из полёта.

Давала шанс.

Но не всегда девчата возвращались.

За них «Железные Кресты»

Фашисты получали.

Девчонки с искрами в глазах

Вселяли в немцев жуткий страх.

Учитель:

Женщина и танк, разве это возможно? У танкиста очень тяжё лая работа: грузить снаряды, собирать и ремонтировать разбитые гусеницы, Может ли справиться хрупкая женщина с такой тяжелой службой? Может, женщина может все….

Чтец 4:

В 220-й танковой бригаде Т-34 была у нас на Ленинградском фронте механиком-водителем техник-лейтенант Валя Крикалёва. В бою немецкая противотанковая пушка разбила гусеницу её танка. Валя выскочила из танка и стала чинить гусеницу. Немецкий пулемётчик прострочил её наискосок по груди. Товарищи не успели прикрыть её. Так ушла в вечность замечательная девушка-танкистка.

Чтец 5:

На Западном фронте в 1941 году сражался на Т-34 командир роты танкист капитан Октябрьский. Погиб смертью храбрых в августе 1941. Оставшаяся в тылу молодая жена Мария Октябрьская решила отомстить немцам за гибель своего мужа. Она продала свой дом, всё имущество и обратилась с письмом к Верховному Главнокомандующему Сталину Иосифу Виссарионовичу с просьбой позволить ей на вырученные средства купить танк Т-34 и отомстить немцам за убитого ими мужа-танкиста

Учитель:

Снайпер - человек, в совершенстве владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения; поражает цель, как правило, с первого выстрела. Задача снайпера — уничтожение важных появляющихся, движущихся, открытых и замаскированных одиночных целей.

Чтец 1:

Во время Великой отечественной среди снайперов встречались и женщины. Из них 45 считаются лучшими.

1-е место: Людмила Павличенко - уничтожила 309 солдат и офицеров противника (среди них 36 снайперов). Добровольцем ушла на фронт в июне 1941 года. Участвовала в обороне Одессы и Севастополя. В июне 1942 года Людмила Павличенко была ранена, после этого в боевых действиях участия не принимала.

2-е место: Либо Руго - уничтожила 242 врага.

3-е место: Ольга Васильева - уничтожила 185 врагов. Ольга Васильева открыла боевой снайперский счёт 15 августа 1943 года. После окончания войны вернулась в родной Воронеж. Награждена орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией".

Учитель:

Плечом к плечу с воинами Советской Армии прошли дорогами войны от страшных, суровых дней 1941 года до весеннего победного мая 1945 года советские медики, медики женщины. В эти годы на фронте и в тылу трудились более двухсот тысяч врачей и полмиллиона среднего медицинского персонала. И половина из них были женщины. Ими была оказана помощь более десяти миллионам раненых. Сложно переоценить подвиг медсестер во Время Великой Отечественной войны. Женщины тащили на себе раненных в укрытие, закрывали их от вражеских пуль.

Чтец 2:

Сестренку нашу звали Маша,

Ее любили все в полку,

В любом полку сестренка наша

Шагала с сумкой на боку.

В бою, бывало, пулей ранит,

Не медлит Маша и не ждет,

Она умелыми руками

Бинты из сумки достает.

А у костра в часы привала,

Чтоб сердцу было веселей,

Она, бывало, запевала

Про двух товарищей-друзей.

Пока, товарищи, мы будем

В любом краю, в любом бою,

Мы нашу Машу не забудем,

Сестренку верную свою

Девушка в образе медсестры читает воспоминания Зинаиды Самсоновой:

" Формы на нас нельзя было напастись: всегда в крови. Мой первый раненый - старший лейтенант Белов, мой последний раненый - Сергей Петрович Трофимов, сержант минометного взвода. В семидесятом году он приезжал ко мне в гости, и дочерям я показала его раненую голову, на которой и сейчас большой шрам. Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон. Таскали на себе мужчин, в два-три раза тяжелее нас. А раненые они еще тяжелее. Его самого тащишь и его оружие, а на нем еще шинель, сапоги. Взвалишь на себя восемьдесят килограммов и тащишь. Сбросишь. Идешь за следующим, и опять семьдесят-восемьдесят килограммов. И так раз пять-шесть за одну атаку. А в тебе самой сорок восемь килограммов - балетный вес. Сейчас уже не верится. "

Учитель:

Фронт проходил всюду — на передовой и в тылу. Воевали все — отцы, матери, дети.

Чтец 3: Вот что вспоминает партизанка Вера Сергеевна Романовская :

«…Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова, уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце ребенка… Вот и разбирайтесь с этим, что это были за люди. История еще сотни лет будет разбираться: что это такое? Вы представляете, беременная идет с миной… Ну, ждала же она ребенка… Любила, хотела жить… Но она шла…»

Учитель:

День Победы — это великий праздник для нашей страны. В этот день мы чтим память тех, кто погиб на войне, и низко кланяемся тем, кто остался в живых. Мы не забываем о подвигах мужчин — солдат, но и помним о силе слабых — женщинах — воинах.

После войны у женщин была еще одна война. Они прятали свои военные книжки, свои справки о ранениях – потому что надо было снова научиться улыбаться, ходить на высоких каблуках и выходить замуж.

Чтец 4:

Из воспоминаний старшего сержанта, снайпера Клавдии Григорьевны Крохиной:.

…Пришла я с фронта седая. Двадцать один год, а я уже беленькая. У меня ранение было, контузия, я плохо слышала на одно ухо. Мама меня встретила словами: «Я верила, что ты придешь. Я за тебя молилась день и ночь». Брат на фронте погиб. Она плакала. «Одинаково теперь – рожай девочек и мальчиков. Но он все-таки мужчина, он обязан был защищать Родину, а ты, же девчонка. Я об этом просила, если ранят, то лучше убьют, чтобы девушке не остаться калекой».

Чтец 5:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспаленных,

А той, что рыдала, — запомнил я Родину.

И вижу ее накануне победы

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

Чтец 1:

А многие мужчины забыли о своих боевых подругах, предали их. Украли у них Победу. Не разделили.

Чтец 2:

Из воспоминаний одной из участниц Великой Отечественной войны :

«Это потом чествовать нас стали, через тридцать лет. Приглашать на встречи. А первое время мы таились, даже награды не носили. Мужчины носили, а женщины нет. Мужчины - победители, герои, женихи, у них была война, а на нас смотрели совсем другими глазами. Совсем другими. У нас, скажу я вам, забрали победу. Победу с нами не разделили. И было обидно. Непонятно…»

Учитель: Женщина на войне… Это что-то такое, о чём ещё нет человеческих слов. Их подвиг навсегда. Подвиг женщины на войне подобен свече, которая освещает путь в темноте и согревает в холод. Мы кланяемся всем женщинам, матерям, сёстрам, подругам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют её смыслом, делают её счастливой.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания.

. Мир молчал бы 50 лет!

Объвляется Минута молчания (Метроном)

Чтец 3 :

Женщине не нужно воевать

Пусть она, красивая и хрупкая,

Будет просто женщина и мать,

Свой очаг хранящая голубкою.

Женщине не нужно воевать?

Но солдаты нынче вспоминают:

— Стыдно было землю обнимать,

Если цепь девчонки поднимают.

Тишь в полях. Хотя года идут,

Памятное время сердцу дорого,

И на встречах ветераны ждут

Своего отважного комсорга,

Ей готовы руки целовать

Все солдаты, старше и моложе.

Слава женской доблести!

И все же

Женщине не нужно воевать!

Учитель:

Войны бывают разные : захватнические и освободительные, большие и малые. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Как же можно совместить понятия «война» и «женщина»? Плечом к плечу с мужчинами боролись и погибали те, кому природой завещано быть матерями и женами, беречь и хранить семейный очаг. И в этом страшная правда и ужас войны.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали разрывов снарядов и воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам, да рассказам фронтовиков, которых осталось совсем мало.

Многое исчезает, растворяется бесследно, забывается. Если не забывать войну, появляется много ненависти, а если войну забывают, то начинается новая. Так говорили древние.

Так давайте помнить женщин, совершивших великий подвиг, пожертвовавших ради нашего счастья своими жизнями, и женщин, давших нам жизнь.

Пока жива память, живы мы с вами. А значит, есть надежда на будущее.

Публикации по теме:

Что рассказать детям о Великой Отечественной войне Самый скорбный день для россиян- 22 июня. С детьми следует поговорить об этом… Каждому рано или поздно рассказывали наши родители, бабушки.

Макет к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Дети тоже победили в той войне»Макет к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Дети тоже победили в той войне» В этом году очень исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии праздника 9 Мая мы с детьми.

План дистанционного мероприятия «75 лет Великой Победы в Великой Отечественной Войне» Участники – дети среднего и старшего дошкольного возраста и их родители. Цели: развитие нравственно патриотических чувств у детей дошкольного.

Цикл бесед «Песни о войне». Беседа I «К 75 летию Победы в Великой Отечественной войне» «Значение музыки и песенного творчества в период Великой Отечественной войны». Музыкальный руководитель Иванова Н. Л МАДОУ МО г. Краснодар.

Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне» Конспект беседы о войне с детьми старшей группы в рамках проекта «Детям о Великой Отечественной войне»[/h4] Задачи: познакомить детей со.

Лэпбук «Детям о Великой Отечественной войне»Лэпбук «Детям о Великой Отечественной войне» Приближается 75-ти летие Великой Победы. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства. Как грамотно.

Макет о Великой Отечественной войне «Битва под Москвой»Макет о Великой Отечественной войне «Битва под Москвой» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Приближается великий праздник ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Ежегодно в нашем детском саду, проходят праздничные.

Рассказываем дошкольникам о Великой Отечественной войнеРассказываем дошкольникам о Великой Отечественной войне На кануне 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне в образовательных организациях проводится много мероприятий. О войне, нельзя.

Сценарий празднования Победы в Великой Отечественной войне Цели и задачи 1. Образовательные: Познакомить детей с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов –песенников военных.

День Победы в Великой отечественной войне 9 мая в России отмечается всенародный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой советский народ боролся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок в школе «Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне»
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 16:25
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок в школе «Сила слабых: женщины на Великой Отечественной войне»» (включая файлы) размещена пользователем Рузова Юлия Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД