Лучший педагог года

Дополнительная программа «Шашки для дошкольников»

Рыбина Евгения Викторовна
Дополнительная программа «Шашки для дошкольников»

Шашки для дошкольников.

«Шашечная игра-мать шахматной, и достойная мать».

Эммануил Ласкер

«Если шахматы – король игр, то шашки – его премьер-министр»

Феликс Жан

Пояснительная записка.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Публикация «Дополнительная программа „Шашки для дошкольников“» размещена в разделах

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры а шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научится хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :

«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве… Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведется работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Цель и задачи программы.

Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам шашечной игры;

• Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к шашкам, как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• Развитие стремления детей к самостоятельности;

Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

• Научить оценивать свои и чужие поступки.

Эстетические:

• Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физические:

• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Отличительные особенности программы.

1. Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – все это нужно отнести к категории творчества.

2. Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). в то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего- это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.

3. Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.

4. Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно-волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.

5. Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.

6. Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объеме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

Этапы реализации программы.

Этапы реализации программы на год обучения : подготовительный, основной, заключительный.

1. Подготовительный этап: воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

2. Основной этап: воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.

3. Заключительный этап: воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Режим занятий:

• Общее количество часов в год – 34;

• Количество занятий в неделю – 2;

• Периодичность занятий – еженедельно.

Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы и методы работы.

Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.

Учитывая возрастные психологические особенности детей 5-7 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Вид детской группы – группа постоянно состава.

Набор детей – свободный.

Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий: нормальное общее развитие и интерес ребенка.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчеркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Организация занятий по шашкам.

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводится итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.

Содержание программы.

Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности.

Содержание программы (старшая группа 5-6 лет).

№ Тема Содержание разделов Количество часов

1 Шахматная доска и фигуры Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. 2

2 Правила поведения при игре в шашки Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. 2

3 Ходы и взятие фигур. Повторение. Закрепление. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 10

4 Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. 4

5 Общие принципы разыгрывания партии Анализ учебных партий, игровая практика. 12

6 Понятие о шашечном турнире Шашечные турниры, цель, правила проведения 2

7 Игровая практика Применение 2

8 Анализ игровой практики 2

9 Особенности хода дамки Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. 4

10 Дамка против простых шашек Умение использовать дамку против простых шашек. 4

11 Тактические приемы и особенности их применения. Решение тестовых позиций Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Тактические удары, применение в игровой практике. 8

12 Понятие о комбинации Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. 4

13 Игровая практика Анализ игровых партий 6

14 Игра «Уголки» Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры. 6

Итого: 68 занятий

Содержание программы (подготовительная группа 6-7 лет)

№ Тема Содержание разделов программы Количество часов

1 Ведение. Элементы стратегии шашечной игры. О шашках. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. 4

2 Шашечная терминология Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии.

3 Тактика окружения. Использование отсталых и изолированных шашек. Тактика окружения (охвата) неприятельских сил. Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции. Окружение как защитная тактика.

4 Практическое закрепление материала Игровая практика

5 Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.

6 Шашечная комбинация Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций.

7 Игровая практика Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

8 Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации. Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций.

9 Способы защиты. Закрепление. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

10 Практическое закрепление материала Игровая практика. 8

11 Анализ учебных партий, игровая практика. Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии. 4

12 Общие принципы разыгрывания партии. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика.

13 Атака и защита. Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономия сил – обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров. 4

14 Особенности хода дамки. Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. 2

15 Дамка против простых шашек Умение использовать дамку против простых шашек. 4

16 Игровая практика Соревнования. 4

Итого: 68 занятий

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Развивай-ка» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию хочу предложить дополнительную образовательную программу "Развивай-ка" Программа была составлена и апробирована.

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО деятельности для детей 4–5 лет 1.1.1. Введение В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности.

Дополнительная общеобразовательная программа по математике «Вундеркинд» для детей 5–6 лет Направленность программы На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы дошкольного воспитания, состоящие не.

Дополнительная общеобразовательная программа по математике «Вундеркинд» для детей 5–6 лет Направленность программы На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы дошкольного воспитания, состоящие не.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению компьютерной грамоте для дошкольников 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Аленка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная программа «Шашки для дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Рыбина Евгения Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная программа «Шашки для дошкольников»
Опубликовано: 28 января 2019 в 14:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД