МААМ-картинки

Шахматы как средство интеллектуального развития старших дошкольников

Альбина Гаврильева
Шахматы как средство интеллектуального развития старших дошкольников

Исследования отечественных и зарубежных психологов Н. Г. Алексеева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперика, Я. А. Пономарева, Ж. Пиаже свидетельствуют о том, что одной из фундаментальных способностей человека является способность действовать «в уме». Данная способность является одной из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка именно в процессе игры ребенок сам стремится научиться тому, что не умеет.

Публикация «Шахматы как средство интеллектуального развития старших дошкольников» размещена в разделах

В наше время самой распространенной интеллектуальной игрой являются шахматы. Шахматы обладают огромными возможностями для развития познавательной активности человека. Специалисты утверждают, что современный человек должен обладать самостоятельностью и критичностью мышления, умением мыслить как логически, так и творчески, обладать выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения. Именно все эти качества можно развивать, научив ребенка играть в шахматы. В последнее время стало уделяться большое внимание обучению шахматам детей во всех ступенях образования, начиная с детского сада.

В нашем детском саду с 2016-2017 учебного года начали обучение шахматам детей старшего дошкольного возраста. Деятельность дополнительного образования по шахматам направлена на развитие логического мышления детей, способности мыслить изобретательно и продуктивно, расширение представления об игре в шахматы и воспитание интереса к игре. Создание условий для выявления, развитие интеллектуальных способностей детей. Обучение ведется на основе Федерального курса И. Г. Сухина, который базируется на теории поэтапного формирования умственных действий. Используются учебники по обучению шахматам : И. Г. Сухина «Шахматы первый год или учусь и учу», «Играем и выигрываем»; А. С. Трофимовой «Шахматная тетрадь раскраска». Программа рассчитана на год обучения для детей старшего дошкольного возраста проводится раз в неделю по 25-30 минут. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Знакомится с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнить различные дидактические задания. Каждый раз используется материал вызывающий особый интерес у детей : загадки, стихи, сказки о шахматах. Ключевым моментом является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позиции, делают выводы, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Участвуем в различных турнирах и соревнованиях. В детском саду провели турнир по шахматам среди детей, где очень хорошо играли Лукин Витя, Дмитриев Виталий, Хромов Вова. В январе этого года воспитанник подготовительной группы Лукин Витя участвовал в городском конкурсе по шахматам среди детей дошкольного возраста.

В марте месяце в нашем детском саду прошел городской семинар по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». На семинаре проводила образовательную деятельность по теме: «Тайны шахматной доски», где мои воспитанники играли в различные дидактические игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай чего не стало», «Ставим ловушки»; решали шахматные задачи; сами становились «живыми шахматными фигурами»; участвовали в шахматной эстафете. В конце, сюрпризным моментом стало появление сказочного Короля с Королевой, которые принесли в волшебной шкатулке свои блиц – вопросы о шахматной игре, где наши дети все правильно ответили.

Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, терпение, трудолюбие.

Проведя работу по игре в шахматы, я убедилась, что эта игра не только популярна, но и действительно эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому очень важно начинать учить детей в шахматы именно с дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:

Публикация Шахматы как средство интеллектуального развития старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Альбина Гаврильева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Шахматы как средство интеллектуального развития старших дошкольников
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 08:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД