МААМ-картинки

Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев

Дмитриева Ирина
Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев

Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Публикация «Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев» размещена в разделах

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом.

Все мы знаем, что существует связь между моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Отсюда делается вывод, что необходимо развивать мелкую моторику для становления детской речи.

Конечно, для наилучшего развития речи ребёнка нужен комплексный подход (с ребенком нужно разговаривать, читать, учить отвечать на вопросы, рассматривать с ним картинки и так далее). Я же хочу остановиться на развитии мелкой моторики рук. Сюда можно отнести различные виды деятельности: пальчиковые игры; игры с мелкими предметами; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; рисование карандашом (фломастером, кистью) ; застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; одевание и раздевание игрушек.

Существует много всяких занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики. Есть еще одна методика – это методика пальчиковых шагов. Шагаем пальчиками по дорожкам в разных направлениях: вперед-назад, разными пальцами, работает так же и кисть руки. На первый взгляд, кажется, все просто. На самом деле, у нас у всех хорошо развита правая часть полушария, а вот левая не очень. Все упражнения надо проделывать и правой, и левой рукой. Что совсем не просто!

У меня сделано несколько сенсорных дорожек для пальчиков. Выполнены они из фетра и различных по фактуре материалов, которые сейчас я применяю в работе с детьми первой младшей группы.

Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную. Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий.

Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

Можно использовать такие стистихи при игре на сенсорных дорожках :

Два жучка пошли гулять,

Свои ножки поразмять.

Каждый по своей дорожке :

Не устали бы их ножки!

Помоги жучкам дойти до леса. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

Зайчик, зайчик, поскачи

И морковку поищи,

Поищи капустку —

Будет очень вкусно!

Помоги зайчику прискакать в огород. «Проскачи» пальчиками левой руки по кружочкам. У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

Прыг-скок, прыг-скок,

Я с листка на листок.

Я — весёлая лягушка,

Ваша милая подружка.

Помоги лягушке перепрыгнуть с листка на листок. «Прыгай» всеми пятью пальчиками правой руки по листкам, одновременно с произношением стихотворения. (На первом этапе взрослый помогает ребенку.)

Мячик, мячик, прыг-скок,

Догони меня, дружок,

От меня не убегай,

Поскорее догоняй.

«Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам, как мячик, и догони мальчика. V каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

Рано встанет поутру,

Прокричит «Ку-ка-ре-ку»

Наш весёлый петушок,

Золотистый гребешок.

Помоги петушку всех рано утром разбудить. «Прошагай» пальчиками левой руки по кружочкам к солнышку. У каждого пальчика своя дорожка : большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

Работая с сенсорными дорожками, отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т. е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.

В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка. При реализации игровой технологии «Сенсорные дорожки» наблюдается следующая положительная динамика: улучшается произношение звуков, более активно и прочно усваивается лексика, дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов, руки подготавливаются к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, осуществляется профилактика писчего спазма — частой беды начинающих школьников, развеваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия, проявляются творческие способности, осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве, воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144с.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение,1978. – 96с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Л. Т. Фрониной. – М. : Министерство просвещение РСФСР, 1987, - 191с.

4. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования / Под ред. Т. Н. Дороновой., Т. И. Ерофеева. М. : Обруч, 2010. – 304с.

5. Журнал. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. №1/2010.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Ум на кончиках пальцев»Консультация для педагогов «Ум на кончиках пальцев» стахова Татьяна Михайловна Воспитатель СП «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань» Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцевУм ребенка находится на кончиках его пальцев Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Консультация для родителей «Речь на кончиках пальцев» «Речь на кончиках пальцев».«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев» Консультация для родителей «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» Мелкая моторика совокупность скоординированных действий мышечной, костной.

Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев, или Развитие мелкой моторики» «Ум на кончиках пальцев» развитие мелкой моторики Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей.

Мастер-класс для родителей «Ум на кончиках пальцев»Мастер-класс для родителей «Ум на кончиках пальцев» МАСТЕР-КЛАСС «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» Цель: Уточнить представления родителей о развитии мелкой моторики в раннем возрасте. Задачи : Донести.

Памятка для родителей «Речь на кончиках пальцев» Памятка «Речь на кончиках пальцев» Речь на кончиках пальцев» Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей Движения пальцев.

Презентация «Истоки дарования детей — на кончиках пальцев» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,.

Презентация учителя-логопеда «Речь на кончиках пальцев» Презентация была подготовлена на конкурс " Воспитатель года 2018" на тему " Речь- на кончиках пальцев" с целью ознакомления комиссии со.

Проект «Здоровье на кончиках пальцев» 1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется Проект, направленный на совершенствование работы по реализации эффективных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 19:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорные дорожки или речь на кончиках пальцев» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриева Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД