МААМ-картинки

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

Бутузова Татьяна Владимировна
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика и правила её выполнения

Для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки речи, движения его артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти) должны быть четкими и скоординированными. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Публикация «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика» размещена в разделах

Исправлением дефектов звукопроизношения у детей занимается учитель-логопед. Но проведение артикуляционной гимнастики, закрепление в домашних условиях занятий логопеда, могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно в медленном темпе по 5-10 минут под счёт 1-10 сидя перед зеркалом.

2. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает выполнение упражнения.

3. Упражнения делает ребенок, взрослый контролирует выполнение, если у ребенка не получается, ему необходима помочь.

4. При выполнении упражнений необходимо руководствоваться принципом «от простого к сложному».

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика необходимая составляющая любого логопедического занятия.

Артикуляционная гимнастика решает несколько задач: формирование артикуляционных укладов звуков речи, развитие мышечной силы органов артикуляции, для детей с нарушенным звукопроизношением и развития артикуляционных возможностей, улучшения дикции для детей не имеющим речевых нарушений.

Чем отличается сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика от традиционной?

Автором идеи сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики является Отечественный логопед и психотерапевт Лынская М. И., которая адаптировала теорию «Сенсорной интеграции», разработанную западным психологом Джин Айрес.

В сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастике упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности.

Игровой материал, для выполнения сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики представлен в виде «сенсорного подноса», использование которого позволяет развивать разные виды восприятия детей.

Опора на базовые виды чувствительности

Важнейшим принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе.

За счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь.

Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.

Основываясь на принципах сенсорной интеграции, для развития вестибулярной чувствительности артикуляционные упражнения рекомендуется проводить: сидя на большом мяче (фитболе);

Стоя на балансировочном диске.

Ритмизировать деятельность детей, так как регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий и помогает настроится на занятие.

Использование игрового материала

Сенсорно-интегративную артикуляционную гимнастику рекомендуется проводить с использованием игрового материала, что обеспечивает интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятий;

Развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными.

Растягивается подъязычная складка («уздечка») языка;

Активизируется небно-глоточное смыкание;

Повышается качество обратной связи от артикуляционных органов;

Дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу выдоха;

Улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует четкости произношения.

Необходимо соблюдать важные условия:

Весь материал для проведения занятий индивидуален и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой, нарушенных звуков.

Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука.

Литература:

Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей. Москва. : ПАРАДИГМА, 2016.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика
Опубликовано: 4 апреля 2024 в 13:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика» (включая файлы) размещена пользователем Бутузова Татьяна Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД