МААМ-картинки

Сенсорно-двигательные игры

Беседина Галина Михайловна
Сенсорно-двигательные игры

Сенсорно-двигательные игры как средство развития речи у детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

За последние годы значительно возросло количество детеи, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детеи. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, с проблемами речевого развития. Данная категория детей имеет сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношение; фонематическое восприятие (различение на слух близких по произношению звуков); слоговая структура слова (сохранение порядка и количества слогов в слове при его произнесении); словарь бедный, с преобладанием существительных и глаголов; речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушением согласования слов в предложении); в разговорной речи преобладают простые нераспространенные предложения.

Публикация «Сенсорно-двигательные игры» размещена в разделах

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

В связи с этим по речевому развитию детей в системе проводятся коррекционно - развивающие мероприятия, хотя, некоторые мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в разнообразные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника.

две основные задачи, стоящие перед педагогом в его работе с дошкольниками.

1. необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Такой характер нарушений оказывает отрицательное влияние на способность ребёнка приобретать новые знания, усваивать программу. Нарушение всех сторон речи влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Дети теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным. Дети с трудом строят игровое взаимодействие, мало интересуются предлагаемыми сюжетами игр.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи состоит в том, что она складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Но так как я работаю с детьми с ТНР, то мне необходимо охватить также лексику и грамматический строй речи. Поэтому в основу этой нашей работы легла систематизация игр и игровых пособий необходимых для обучения дошкольников старшего группы с ТНР.

В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Разумеется, различные двигательные впечатления дети получают из обычной жизни. Но характер современной жизни таков, что дети мало двигаются. Следствие этого – весьма скудный телесный опыт. Это с одной стороны, а с другой – бедность тактильных ощущений из-за недостатка общения с родителями, с природой. Сенсорно-двигательные игры дают ребенку опыт телесного переживания самого себя и способствуют всестороннему развитию. Они позволяют разнообразить занятия, напитать бодростью и радостью движения, сделать общение увлекательным и веселым, насыщенным и познавательным.

Эта проблема и легла в основу моей работы: «Роль сенсорно – двигательных игр в речевом развитии детей».

Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности с использованием элементов макетирования. В этой связи вызвала интерес проблема формирования навыков игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи через использование сенсорно-двигательных игр.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно-образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движение в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее уподобление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными.

Сенсорно-двигательные игры по своему содержанию охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления.

Им присущи следующие черты:

• рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

• ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро–медленно, высоко–низко, далеко–близко, крепко–нежно и т. д. ;

• повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

• эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которыеребенок переживает вместе с близким взрослым.

Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно-двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, к повседневной жизни ребенка: к умыванию, одеванию и т. п., где важным о элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально-ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы - движение животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу это жесты с участием воображения. Предназначенные эти игры для детей дошкольного возраста.

Учитывая многообразие сенсорно-двигательных, педагоги должны ориентироваться на организацию таких игр, в которых каждый ребенок сможет:

удовлетворять свои интересы;

реализовывать свои возможности;

создавать игровой сюжет и реализовать его;

проявлять индивидуальные особенности речевого творчества.

Игра «Поезд».

- В страну Знаний можно добраться на поезде. Чтобы отправиться, нам нужны билеты. (Кондуктор-ребенок раздает карточки с разными словами). У вас у всех разные билетики. Посмотрите на них, определите место звука в вашем слове и займите место в нужном вагоне. (Если звуки в начале слов, то дети садятся в первый вагон-обруч. Если звук прячется в середине, то садятся во второй вагон-обруч. Если слово заканчивается на заданные звуки, то проходят в третий вагон-обруч).

-Все заняли свои места? Кондуктор, проверьте, пожалуйста, билеты. (Ребенок-кондуктор проверяет правильность расположения детей и собирает карточки в сумку. После этого он тоже занимает место в поезде.)

Отправляемся в путь! Ту-ту! (Дети берут обручи, и, изображая стук колес, движутся по кругу или до определенного места- станции. Поезд может двигаться извилистой дорогой или через препятствия.)

Когда дети прибывают на станцию, выходят из «вагонов» и снова приобретают билеты-картинки и нового кондуктора.

Игра «Болото».

-Чтобы пройти через болото, нам придется прыгать по кочкам. Но прыгать надо не просто так, а проговаривая разные слоговые ряды. Прыгая на каждую кочку, проговаривать по одному слогу или паре слогов с оппозиционными согласными. (Дети прыгают по «кочкам» на одной ноге. Кочки могутбыть из обручей, небольших колец для метания, вырезанные бумажные круги или что-то другое)

Игра-эстафета «Звуковой портрет».

Перед вами жильцы сказочного городка. (Любые игрушки с несложным звуковым составом слова). Нужно им нарисовать портрет, но необычный, а звуковой. Делимся на две команды. Выполняем схему слов. Каждый участник команды может ставить только по одному шарику-мячику. Надо положить столько мячиков, сколько звуков в слове. И того цвета, каким цветом обозначается звук. ( Например: Белка-ооооо, Петух-ооооо, Крабы-ооооо, Пауки-ооооо, кошка, кот, коза, лиса, волк, скат и т. д.).

Игра с мячом «Горячий камень».

Нам на дороге попался «горячий камень». Уберем его с дороги. Будем перекидывать друг другу «камень» и заменять первый звук в слове ( например: Б на П и наоборот, любые оппозиционные согласные). (Логопед кидает мяч ребенку, а он быстро отбивает его обратно и проговаривает слово с заменой согласной.)

Балка –палка, башня – пашня, бабочка – папочка, почка – бочка, правый – бравый, пыль – быль и т. д.

Игра «Переправа».

Мы подошли к реке. Переправиться через нее можно только по камушкам. Прыгаете на каждый камень двумя ногами и проговариваете предложение. Слов в предложении должно быть столько, сколько камней в реке. Придумайте сначала предложение к схеме, а потом в путь: прыгаем и проговариваем. (Дети придумывают предложения по заданной схеме из 3 или 4 слов, проговаривая каждое слово отдельно и прыгая на подушку/ обруч/ стул/ бумажный круг.)

«Ловишка»

Цель: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.

Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:

Вместе дружно мы играем,

От ловишки убегаем.

Поскорей за мной беги,

Раз, два, три — лови!

На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому. Педагог дает задание каждому фанту. Например:

повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;

• из трех слов назвать только слово со звуком [с] : зонт, санки, коза;

назвать первый звук в следующих словах: зима, сом, замок, сито.

Игра-эстафета «Собери предложение»

Цель: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.

Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.

Дошкольники разбиваются на две команды, игроки выстраиваются в две колонны. Перед каждой колонной лежат четыре обруча. По сигналу педагога один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них картинки и схемы. Например, в первом обруче находилась картинка с изображением воробья, во втором — схема предлога на, в третьем — картинка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изображением молоточка (обозначающего глагол). Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем слова для второй команды: под, стол, лежит, кот. Педагог предлагает командам составить из этих слов предложение и для каждого слова занять нужный обруч. После выполнения задания команда, допустившая наименьшее количество ошибок, получает флажок.

На втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.

Игра-эстафета «Накроем стол»

Цель: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать выдержку, умение начинать движение по сигналу взрослого.

Оборудование: игрушечные посуда, газовая плита, два стола.

Дошкольники разбиваются на три команды, игроки выстраиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.

На большом столе вперемешку стоят отдельные предметы трех видов посуды. Педагог дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья — выбирает кухонную посуду и ставит ее на газовую плиту». По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду. Выигрывает команда, игроки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движения по сигналу взрослого; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, ягод; три обруча, корзинки.

Дети делятся на три группы, и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложены муляжи овощей, фруктов, ягод.

Педагог произносит следующие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:

Во саду ли, в огороде,

Собираем урожай.

Стоп! В мою корзинку

Любой овощ полезай!

С последним словом, произнесенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Педагог подходит к некоторым дошкольникам задает вопросы, например:

• Что ты сделала, Лена? — Я выкопала картошку;

• Ваня, что ты положил в корзинку? - Я положил в корзинку капусту;

• Света, какого цвета твой помидор? — Красного.

Взрослый дает оценку правильности выполнения задания.

Дошкольники снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них прыгать на двух ногах:

Во саду ли, в огороде,

Собираем урожай.

Стой на месте!

Быстро, быстро ягодку

срывай!

Взрослый спрашивает дошкольников, какие ягоды они сорвали.

В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обручей:

Во саду ли, в огороде,

Собираем урожай.

Стой! С любого дерева

Фрукты собирай!

Педагог задает детям следующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета груша? Какой по вкусу лимон?»

В конце игры взрослый предлагает одной группе детей положить в обруч из своих корзинок только овощи, другой — только фрукты, третьей — ягоды. В процессе выполнения задания дошкольники проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, которые они выложили из своих корзинок в обручи. Взрослый отмечает команду, которая быстрее справилась с заданием и допустила минимальное количество ошибок.

«Умный мячик»

Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Оборудование: синий и зеленый мячи.

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово с твердым звуком (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч, дошкольник называет слово с мягким звуком (например, пила).

Подвижные игры для детей с нарушениями речи и моторики имеют свою специфику. Здесь очень важно сочетать комплексы движений с проговариванием слов. Это необходимо для отработки артикуляции и пополнения словарного запаса. Во время игры дошкольники чувствуют себя свободнее, легче идут на контакт, с большей готовностью выполняют речевые задания педагога. В качестве словесного сопровождения физических упражнений можно использовать разнообразные рифмованные тексты. Большое значение имеет игровой компонент. Детям дошкольного возраста очень нравятся сюжетно-ролевые игры. Их можно строить по мотивам известных сказок или же придумывать собственные истории. В бессюжетных игровых упражнениях рекомендуется активно использовать разнообразный инвентарь: мячики, обручи, скакалки. Спектр отрабатываемых движений должен включать бег, прыжки, броски и ловлю предметов, махи руками и ногами, перешагивания и перепрыгивания, ходьбу с разной шириной шага (средние, крупные, семенящие шажки) и т. п.

Цель: Преодоление заикания (режим молчания); выработка правильного диафрагмального дыхания, продолжительность выдоха, его силы и постепенности; развитие словарного запаса.

Один ребенок – «робот», второй - «оператор».

«Робот» подчиняется указаниям «оператора». «Оператор» указывает последовательность действий:

- Включи красные глаза

- Расстегни рот: выполни артикуляционные упражнения

- Покажи нос: глубокий вдох носом, плавный выдох ртом.

- Найди программу: выключатель- включи; степлер- прижми бумагу, липучка - отлепи, замок- открой замочную скважину ключом.

- Подними правую руку, левой рукой найди ремень безопасности

- Расшнуруй ботинки и т. д.

Публикации по теме:

Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Савельева Татьяна «НОГИ И НОЖКИ» Большие ноги Шагали по дороге: Топ-топ, топ-топ,.

Конспект НОД по сенсорно-познавательному развитию «Фрукты» с детьми младшей группыКонспект НОД по сенсорно-познавательному развитию «Фрукты» с детьми младшей группы 7 апреля. Всемирный день здоровьяПрограммные задачи: - формировать у детей представления о фруктах: апельсине, лимоне, яблоке, груше, банане;.

«Фрукты». Конспект НОД по сенсорно-познавательному развитию в первой младшей группе«Фрукты». Конспект НОД по сенсорно-познавательному развитию в первой младшей группе Программное содержание: - Формировать у детей представления о фруктах: апельсине, лимоне, яблоке, груше, банане. - Учить детей узнавать.

Конспект по сенсорно-математическом занятию «Накорми мишек» во второй младшей группе «Накорми мишек». Цель: 1. Обучение пониманию отношений по величине между объёмными и плоскими предметами. 2. Обучение соотнесению двух-трёх.

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажерПальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую.

Панно для сенсорно-моторного развития детейПанно для сенсорно-моторного развития детей Занятия по сенсорике в младшем возрасте выполняют одну из составляющих задач в обучении детей. Несмотря на обилие имеющегося в нашей группе.

Рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников «Двигательные игры-разминки»Рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников «Двигательные игры-разминки» Предлагаемые игры-разминки могут проводиться в помещении и на свежем воздухе,как в детском саду,так и в домашних условиях во время выполнения.

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа» Практическое применение (игры, задания) Игра «Один – много». Цель: Формирование сенсорной культуры, повышение речевого уровня детей.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Дидактическое пособие «Сенсорно-интегрированное поле для игр» для детей 3–7 летДидактическое пособие «Сенсорно-интегрированное поле для игр» для детей 3–7 лет Дидактическое пособие Сенсорно-интегрированное поле для игр Возраст целевой группы: младший, средний, старший дошкольный возраст 3-7.

Библиотека изображений:

Публикация Сенсорно-двигательные игры (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Беседина Галина Михайловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сенсорно-двигательные игры
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 21:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД