МААМ-картинки

Сенсорика в развитии детей третьего года жизни

Федосова Елена
Сенсорика в развитии детей третьего года жизни

Сенсорика в развитии детей 3го года жизни.

Значимость сенсорного развития обуславливается тем, что познание окружающей реальности основывается, прежде всего, на наших ощущениях и восприятии. Мы получаем информацию об окружающих предметах и явлениях используя зрение, осязание, слух и т. п., и только на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие значимые процессы, как память, воображение, мышление.

Публикация «Сенсорика в развитии детей третьего года жизни» размещена в разделах

Проблемой сенсорного развития в области дошкольной педагогики занимались такие выдающиеся зарубежные ученые: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие. Они обьективно считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из крайне важных сторон дошкольного воспитания. Итальянский педагог и ученый, Мария Монтессори, предложила уникальную в своем роде методику, способствующую развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Разработанные ею дидактические материалы, подобранные правильным образом, дают детям младшего дошкольного возраста определенные сенсорные стимулы, управляющие органами чувств. В педагогической программе М. Монтессори основное место уделяется сенсорным эталонам. Сенсорные эталоны – это выбранные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоте звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются всеми людьми в качестве образцов, «мерок» при помощи которых устанавливаются и обозначаются определенные свойства и отношения. Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и достаточно сложный процесс, который не ограничивается рамками дошкольного детства и имеет свою предысторию. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенков по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер.

В ходе анализа некоторых психолого-педагогических исследований было выявлено наличие противоречия между необходимостью развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни и не владение педагогами дошкольной образовательной организации (далее ДОО) методикой Монтессори-педагогики как эффективного средства развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Сенсорное развитие определённо является частью общего развития ребёнка, основой становления его умений и навыков. Это развитие восприятия и закладка базовых знаний о цвете и форме предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

В два года у детей главным направлением сенсорного развития является восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами создаёт у ребенка образы их восприятия. Сначала кроха ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание различных сенсорных характеристик. Например, пушистый воротничок для двухлетки похож на котёнка, меховую шапку он может назвать зайчиком. В 2 года закрепляется восприятие величины предмета. Малыш может показать, какой мяч большой, а какой маленький. Восприятие становится осмысленным, потому что двухлетние дети уже умеют сравнивать. Они ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат "опредмеченные" названия. Так, предметы круглой формы — это мячики и шарики. В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример — собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: он уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете — это выделение основных цветов (белый, черный, красный, в величине — большой и маленький размер, в звуках — тихо и громко, в тактильных ощущениях — мягко и твердо.

И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики в возрасте 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.

Сенсорное развитие детей 3-го года жизни является важным этапом, так как именно в этом возрасте органы чувств наиболее сильно накапливают представления о мире, который нас окружает.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Формирование словообразовательных умений у детей пятого года жизни Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

Математические задания для детей седьмого года жизниМатематические задания для детей седьмого года жизни Скопируй Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Задание для детей. Нарисуйте точки и картинки с правой.

Природа Югры в творчестве детей 6-го года жизни (фотоотчет)Природа Югры в творчестве детей 6-го года жизни (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю продукты деятельности детей проектно-тематической недели «По лесным осенним дорожкам нашего.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «ФЭМП у детей третьего года жизни» Протокол родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей третьего.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорика в развитии детей третьего года жизни
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 10:32
+6Карма+ Голосовать

Публикация «Сенсорика в развитии детей третьего года жизни» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Федосова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД