Папки-передвижки

Семья как основной фактор, влияющий на становление личности

Мялкина Екатерина Алексеевна
Семья как основной фактор, влияющий на становление личности

Основным из главенствующих социальных факторов, который коренным образом влияет на становление личности, является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. Те задатки, которые человек приобретает в семье остаются с ним на всю жизнь. В семье закладываются основы личности, в ней он растет, учится, взрослеет, обучаясь навыкам и жизненным основам.

В общении с близкими: матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с рождения формируется структура личности

Публикация «Семья как основной фактор, влияющий на становление личности» размещена в разделах

Также в семье формируется личность не только ребенка, но и родителей. Воспитание детей развивает и обогащает личность и опыт взрослого человека. В большинстве случаев это происходит бессознательно, но случается, что родители сознательно берутся за собственное воспитание и перевоспитание. К сожалению, несмотря на то, что этот опыт заслуживает самого пристального внимания, он не стал популярным в массовости. В жизни каждого человека родители играют важнейшую и ответственную роль. Мало того, что они являются для своего ребенка образцом для подражания, по их схеме он познает окружающий мир. Подобная тенденция усиливается благодаря эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители, наблюдая за поведением ребенка понимают, что от них практически полностью зависит формирование личности их ребенка, они делают определенные шаги в сторону того чтобы их поступки и поведение в целом способствовали развитию у ребенка тех качеств характера и понимания человеческих ценностей, которые им хотелось бы передать. Данный метод воспитания является вполне сознательным, потому как постоянный контроль за своим поведением, эмоциями, взаимоотношениями с окружающими людьми, внимание к постановке и укладу семейной жизни воспитывает в детях наиболее благоприятные и запланированные качества, способствующие их всестороннему и гармоничному развитию.

Большую роль в семье играют взаимоотношения между поколениями, дети – родители – бабушки, дедушки. А также взаимоотношения в пределах одного и того же поколения – между супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками. Семья являясь малой социальной группой, оказывает большое влияние на всех своих членов. Так же как и каждый отдельный член семьи, своим характером и поведением воздействует на жизнь семьи в целом. Отдельные участники этой небольшой группы могут способствовать развитию моральных ценностей ее членов, влиять на всеобщие цели и жизненные установки и уклад всей семьи.

Любые этапы развития в жизни человека требуют от него привыкания и адаптации к новым условиям, помогая обогащаться новым опытом, становиться социально наиболее зрелым. К большинству этапов можно подготовиться заранее. Однако в жизни бывают ситуации, которые возникают мгновенно - это может быть либо тяжелая болезнь кого-то из членов семьи либо рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т. п. Данные моменты также требуют от членов семьи определенной адаптации, им приходится находить новые методы взаимоотношений. Совместное прохождение кризисной ситуации, усиливает сплоченность людей. Однако случается, что подобная ситуация становится поворотным пунктом в жизни всей семьи, который может привести либо к развалу семьи, либо просто дезорганизует ее жизнь надолго или навсегда.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, которые лишены права или возможности жить и участвовать в жизни семьи с родными людьми многое теряют в процессе становления своей личности. Более очевидно это заметно на маленьких детях живущих в детдомах, интернатах и т. д. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие и адаптация у таких детей часто запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. Практически то же может произойти и со взрослым индивидуумом т. к. дефицит регулярных личных контактов создает ощущение одиночества и служит причиной серьезных душевных травм и трагедий.

Известно, что поведение многих людей коренным образом меняется в присутствие других лиц, чем когда они остаются одни. Причем если человек ощущает доброжелательное, отношение присутствующих, это для него является определенным стимулом к действиям, которые будут вызывать одобрение окружающих его людей, чтобы выглядеть в лучшем свете. Недоброжелательное отношение, вызывает сопротивление, которое может проявляться абсолютно разными способами. Воспитанный человек может преодолеть этот протест осознанным усилием.

В небольшой коллектив, где царят достаточно дружеские взаимоотношения между членами, оказывает вполне сильное влияние на индивида. Особенно проявляется это в развитии духовных ценностей и норм поведения при взаимоотношении между людьми. Особенности семьи, как малой группы помогают члену группы ощущать свою принадлежность и нужность обществу, создают ощущение покоя и безопасности, стимулируют желание помогать и поддерживать других людей.

Определенные роли в структуре семьи (мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки) создают межличностные отношения. Роли человека в жизни семьи могут быть самыми разнообразными, и в соответствии с этим сама семья будет оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Так же семья как ячейка общества оказывает на это общество и его деятельность, огромное влияние.

Имея в своем арсенале способ воспроизводства семья является источником и инструментом продолжения человеческой жизни. Эта социальная группа, изначально формирует личность человека. Семья поставляет в общество новых членов, предварительно обучая их правилам этого общества, образцам поведения и нравам.

В семье человек находит удовлетворение своим различным потребностям. В супружестве это счастье интимного общения. Появление детей вызывает радость от сознания продолжения своего рода, и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. В жизни супружеской пары достаточно ярко проявляется чувство любви, уважения, взаимопонимания и наконец чувство безопасности. Удовлетворение многих своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

Однако семья далеко не всегда выполняет свои функции. Тогда возникает проблема асоциальной роли семьи. Семья где члены не в состоянии обеспечить безопасность, взаимопомощь и определенные необходимые условия быта – не выполняет своих функций, т. к. в ней неправильно сложены некоторые ценности. В подобных семьях дети вырастают эмоционально и психически незрелыми, с ослабленным чувством опасности, с качествами души и поведением не совпадающими с общечеловеческими нормами. Такая семья не может дать обществу полноценного, полезного члена этим она приносит вред своему народу. Если рассматривать роль семьи в жизни каждого отдельного человека, важно помнить и о ее психологической функции, ведь именно в семье воспитываются и формируются качества личности, представляющие ее ценность для общества.

Каждый из нас в процессе своего жизненного пути представляется возможность быть членом двух семей: родительской – той в которой он родился, воспитывался и рос, и семьи которую человек создает сам. До юношеского возраста человек живет в семье родителей. В процессе взросления человек постепенно становится на самостоятельный путь развития. И чем старше он становиться тем более социального, жизненного и профессионального опыта он накапливает, тем большее значение и ценность для него приобретает семья. Для полного развития для человека важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. После рождения первенца открывается родительский этап, а после того как дети станут самостоятельными, наступает фаза вторичной супружеской жизни. Разным периодам в жизни семьи сопутствуют разные временные отрезки и разные потребности. Продолжительность отдельных периодов жизни семьи определитьтрудно т. к. сроки вступления партнеров в брак различны. Поэтому сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.

Публикации по теме:

Игра как основной источник познанияИгра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия» Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Библиотека изображений:

Публикация Семья как основной фактор, влияющий на становление личности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мялкина Екатерина Алексеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семья как основной фактор, влияющий на становление личности
Опубликовано: 20 марта 2024 в 21:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД