Папки-передвижки

Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года

Ольга Беляева
Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года

В современных условиях, проблема развития дошкольного воспитания является одним из наиболее сложных вопросов, стоящих перед властью и обществом. Важным звеном в образовательном процессе является дошкольное воспитание, так как идет формирование личных качеств ребенка с самых ранних лет и до школьного возраста.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во взаимодействии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 годы и предусматривает соответствие развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей. Эти проблемы являются ведущими в Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин.

Публикация «Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года» размещена в разделах

Стратегия воспитания определяет приоритетной задачей Российской Федерации формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевыми инструментами решения этой задачи являются воспитание детей и всемерное повышение роли семьи.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Стратегия воспитания в Российской Федерации в разделе «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» особо подчеркивает необходимость воспитания у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам. Нашим детям предстоит жить в условиях масштабной глобализации, международного напряжения в очень непростом, сложном XXI веке.

Мы порой за повседневными заботами не замечаем наступление новых характеристик жизни, в том числе и в сфере труда. Как и весь мир, современная Россия вступает в период технологических и структурных трансформаций, которые характеризуются углубленным освоением пятого технологического уклада (новые виды энергии и материалов, атомные технологии, робототехника, лазерная техника). Параллельно происходит переход к шестому технологическому укладу (биотехнологии, генная инженерия, клеточные и мембранные технологии, искусственный интеллект). Эти процессы в фазе перехода содержат серьезные экономические, геополитические и социальные риски не только для страны, но и для населения. Одним из ключевых рисков является несоответствие темпов воспроизводства необходимого качества трудового потенциала высокой динамике технико-технологических преобразований.

В современный период резко увеличивается потребность в уникальных специальностях и рабочих местах. По последним данным, в стране — около 17 млн высокотехнологичных рабочих мест. Требуется индивидуальная подготовка профессионалов высокого класса, что может быть достигнуто только при тесном взаимодействии семьи, сферы образования и профессиональной подготовки. Конечно, нужно учесть, что сложные технологии требуют существенно большего, чем раньше, времени на освоение профессии и социально-психологическую адаптацию.

Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки

Страна сегодня нуждается в личностях, способных трудиться в новых условиях, которые диктует XXI век. Ведь есть и еще одна нарастающая тенденция, которую отмечают ученые всего мира: рабочий класс, несмотря на глобализацию, возвращается на авансцену общественной жизни. Данная тенденция актуальна для России — молодежь нуждается в реальных перспективах своего будущего. Не замечать это, не работать над проблемой трудового воспитания — громадный не только социальный, но и политический риск.

Воспитание в семье — это, прежде всего, целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рас-сматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Но труд ребенка в семье должен быть педагогически целесообразен, нравственно значимым. Здесь очень важен гендерный подход, равная значимость в воспитании матери и отца. Родители должны понимать, что каждый труд должен быть творческим, научить интеллектуальному творческому труду — особая задача воспитания в семье. Сегодня эта проблема актуализирована как никогда. Родителям необходимо в рамках трудового подхода воспитывать не только трудовую подготовку детей, но и правильное отношение ребенка к другим людям.

Здесь несколько проблем:

первая из них — занятость родителей, когда нет времени на воспитание ребенка, особенно это касается неполных семей (их у нас около 30%). Воспитатель здесь — телевизор, Интернет, сверстники;

вторая проблема — воспитание ребенка в условиях полного достатка, которое требует большой ответственности за воспитание детей;

третья проблема: родители оберегают детей от труда, неграмотно их стимулируют (оплата за учебу, подарки и т. д.);

четвертая проблема: неблагополучные семьи, где присутствуют агрессия, пьянство, драки, безделье, негативное отношение к труду. Специалисты сталкиваются с названными проблемами постоянно.

В реализации Стратегии образования до 2025 года предстоит сосредоточить усилия на популяризации лучшего педагогического опыта трудового воспитания детей в семье (СМИ и интернет-ресурсы).

О НЕКОТОРЫХ ТРУДОВЫХ ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ РОССИИ

В адыгейской семье трудовая подготовка детей направлялась на освоение разных ремесел. Достижение совершенства в них зависело от специального обучения, которое обычно определялось традициями семьи. Этим и объясняется наличие потомственных кузнецов, оружейников, сукноделов и др. Занятие промыслами передавалось от отца к сыну и дальше, образуя целые поколения мастеров.

Труд для дагестанцев всегда имел судьбоносное значение. Кубачинец, к примеру, должен научить сына своему ремеслу; табасаранки — своих дочерей ткать ковры, вязать джурабы; цнцукульцы — резьбе по дереву; балхарцы и сулевкенцы — делать глиняную посуду; цумадинцы и андийцы — шить бурки; куппинцы — шить шапки; сулевкенки — вышивать платки-къузе. Таким образом осуществляется преемственность поколений в трудовом воспитании.

Материалы статей о русской семье показывают, что социализация и воспитание осуществлялись путем последовательного включения детей в разные формы хозяйственной и ритуальной деятельности. Приучение к сельскохозяйственным и домашним работам начиналось в раннем возрасте. В содержании трудового воспитания мальчиков и девочек существовала четкая гендерная дифференциация, их обучали разным видам трудовой деятельности.

Мальчиков — сельскохозяйственным работам (пасти скот, ездить верхом, боронить, участвовать в уборке хлебов, владеть косой, серпом, топором, а также промысловым занятиям (стрелять из лука, ловить рыбу и т. п.). С 5—6 лет они учились ездить верхом и гоняли на водопой скот, а в 7—8 лет уже участвовали в обработке пашни.

Девочек учили ухаживать за младшими братьями и сестрами, убираться в избе, кормить птицу, доить коров, обучали изготавливать волокно из льна и конопли, прясть, шить, вышивать.

История становления трудового воспитания начинается с 1919 года. Когда на первом съезде по дошкольному воспитанию и на втором съезде 1921 году впервые было определено в содержание труда дошкольников, требования к нему, поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. На протяжении времени вопросы трудового воспитания волновали педагогов, психологов.

В ходе труда дети знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с ними, работать с различными инструментами. В своих работах о том, что детей с раннего возраста нужно приучать к труду, говорила Крупская Н. К. Важное значение Крупская Н. К уделяла способам объединения детей в труде. Указывая на то, что совместную работу детей нужно ценить, так как она является зачатком коллективного труда.

Особое значение коллективного труда в формировании ответственности у детей к труду уделял замечательный педагог А. С. Макаренко. В одном из своих трудов он писал : «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость - только они могут создавать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».

Таким образом Н. К. Крупская и А. С. Макаренко обосновали принципы трудового воспитания. Видные педагогические деятели разработали и изучили вопросы трудового воспитания. Теоретически обосновали трудовое воспитание В. А. Полякова, С. Я. Батышева. В трудах ученых Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой раскрываются вопросы воспитания активности, нравственных качеств личности. В работах психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Петровского отражена проблема значения трудовой деятельности в формировании личности.

В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе дошкольного учреждения. В. Г. Нечаевой разработано содержание труда, Р. С. Буре выделены формы организации труда. А. Д. Шатова исследовала вопрос влияния труда на развитие волевых качеств, М. В. Крулехт изучал вопрос формирования положительного отношения к труду взрослых.

«В моей семье пять человек : мама, папа, сестра, брат и я. У нас есть разделение: женщины— на кухне, готовят, стирают, поддерживают чистоту, а мужчины (папа) занимаются физическими делами: починка розетки, крана, поменять лампочки, носить тяжелые вещи, хотя иногда папа и сам любит готовить, мыть посуду, и нельзя сказать, что мы, женщины (мама, сестра и я, не выносим мусор. … Летом огородом занимаемся вместе: копаем, сажаем, поливаем. При строительстве дома участие принимали тоже все, но больше папа».

Важная деталь: дети и родители едины. В труде рождается коллективизм, который во многом определяет суть внутрисемейных отношений — супружеских, родительских, родственных.

«Помню, мне в три годика непременно хотелось научиться завязывать бантик на кроссовочках, а вместо него выходил некрасивый узел. Папа придумал такую штуку — подарил мне красивую ленту и предложил завязывать бант на шее моего игрушечного жирафика. Получилось! Стоит ли говорить о том, что с тех пор все бантики на обуви были моими… Своих детей буду приучать к труду также — через игру и интерес».

«В первом классе мама научила меня готовить суп. С того самого момента с каждым днем я всё больше понимала, что труд входит в мои обязанности. С каждым годом родители давали мне всё больше обязанностей. Они впускали в мою жизнь обязанность через какие-то уроки. Наверное, благо-даря моим родителям я научилась любить труд. И сейчас во взрослой жизни мне это очень помогает».

«Когда мне было 6 лет, маме сделали операцию, по дому она работать не могла. Помогала ей, как могла. Вручную мыла полы, полоскала белье, иногда пылесосила, помогала донести сумки до квартиры».

«Мои родители постоянно чем-то заняты. Как у них, так и у меня при отсутствии какой-либо деятельности начинается легкая хандра. Моя мама часто говорила мне в детстве: «Наши руки не для скуки», «Терпение и труд всё перетрут». Помимо этого родители и бабушки с дедушками читали много сказок и рассказывали тысячи историй о том, как складывается судьба у добросовестных трудяг, а как у отъявленных лентяев. К примеру, в басне «Стрекоза и муравей», в сказках «Золушка», «Морозко». Какие семена вложили в детский разум, то и взрастает в нем. Что сейчас вкладывается в детский мозг — страшно подумать. Меня никогда не принуждали к труду, но просили помочь, и, видя, как они радуются моей помощи, я стремилась делать больше. Постепенно я стала стараться выполнять домашние дела без просьбы старших».

Подражание, свойственное всем детям, является одним из основных мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое… Бытовой труд, формирующий трудовые навыки, ни в коем случае не должен носить в жизни эпизодический характер. Здесь необходима систематичность.

«В нашей семье меня приучали трудиться с 3 лет… Мама принесла домой котенка — маленькое, беззащитное существо, которое нуждается в заботе, мне объяснили, как правильно обращаться с животными. …Это был первый шаг к прививанию любви к труду».

Надо ли сообщать ребенку об отрицательных явлениях жизни в дошкольном возрасте? Надо. Он не должен видеть мир в розовом цвете. Прогульщики, нечестность, воровство существуют. Надо выразить свое отрицательное отношение к таким явлениям. Иначе дети могут впоследствии подражать подобным стратегиям поведения. Трудовое воспитание нужно строить на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих.

И еще одно суждение: «Иногда бывает, что лень доминирует над тобой, но чувство обязанности и долга всё равно берут свое».

«Мало пользы будет, если просто дать ребенку веник и велеть подмести пол. Лучше дать ему время и поручить следить за чистотой в комнате. Трудовая задача и ее решение должны сами доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытал радость».

«Учась, стараюсь помогать своим родителям материально, сидеть на их шее совестно. Я сертифицированный мастер, делаю маникюр в свободное от учебы время, и эта работа приносит мне доход. Я практически не беру деньги у родителей, и это — положительный результат трудового воспитания в моей семье». И еще: «Помню, что моя мама очень поздно возвращалась с работы, а папа работал сутки через двое. Совесть не позволяла мне оставлять им горы посуды, грязный пол, немытую обувь, как бы ни хотелось идти к друзьям».

«В моей семье детей с ранних лет, как только ребенок начал ходить и говорить, приучали к порядку и чистоте. Поиграл — убери игрушки за собой. Если не выполняешь, начинали считать до трех. Если же после счета ты не пошел убирать игрушки, значит, последует наказание. Наказания бывают разные. Могли отругать и поставить в угол. Не получали сладости. Наказаний в физическом виде в семье никогда не было. Я считаю, что нужен диалог с ребенком, а не подзатыльники, ведь виноват во всем взрослый, не нашедший подхода к нему. Нужна дружба родителя и его чада. Дети должны выполнять задание с игривостью, интересом, быть довольными».

И, как показывает современная практика семейного воспитания, чем раньше родители начинают привлекать к труду своих чад, тем скорее трудовые на-выки становятся для них естественными, привычными, обретают свойство постоянства, позитивный характер.

Очевидно, что общество должно переоценить существующую практику домашнего трудового воспитания, усилить связь между институтом семьи и институтом образования именно в этой сфере. В образовательных учреждениях страны следует всеми способами утверждать авторитет родителей, умело руководящих своими детьми в овладении ими навыками ведения домашнего хозяйства.

Родительские уроки, мастер-классы, университеты для собственных детей в детском саду, школе, техникуме — эффективные меры для воссоздания института трудового воспитания в социуме.

Утраченное можно восстановить, если понимать, чего ради это нужно сделать.

И Россия станет еще более великой, если ее молодое поколение будет строить свое будущее и будущее своей страны, засучив рукава, начав с детского сада, со школьной скамьи и продолжая за территорией детства и юношества.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Фотоотчет по внеклассному мероприятию «Неделя патриотического воспитания молодого поколения. Даты XX Века»Фотоотчет по внеклассному мероприятию «Неделя патриотического воспитания молодого поколения. Даты XX Века» НЕДЕЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. ДАТЫ XX ВЕКА Время выбрало нас, Закружило в Афганской метели. Нас позвали друзья в.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Трудовое воспитание детей дошкольного возрастаТрудовое воспитание детей дошкольного возраста Недаром в русской народной пословице говорится: "Человек трудом красен". Леность ни когда не была положительной чертой человека. Поэтому.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Трудовое воспитание в средней группе. ФотоотчетТрудовое воспитание в средней группе. Фотоотчет Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание.

Библиотека изображений:

Публикация Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Беляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 10:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД