МААМ-картинки

Семья и педагог. Причины конфликтов: педагог — ученик, педагог — родитель

Лариса Карпикова
Семья и педагог. Причины конфликтов: педагог — ученик, педагог — родитель

Семья и школы – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин :

1. Малодетность семьи; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.

Публикация «Семья и педагог, Причины конфликтов: педагог — ученик, педагог — родитель» размещена в разделах

2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается.

3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».

4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием.

5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

В связи с этим, основной задачей учителя является следующее: всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Работа педагога предполагает сотрудничество и единство со всеми участниками педагогического процесса.

Как видно на данной диаграмме, педагогу необходимо находить общий язык, как с учащимися, так и с их родителями. Взаимодействие с родителями должно основываться на единстве их взглядов на воспитание, и здесь как нельзя лучше ситуацию описывает Василий Александрович Сухомлинский

«Воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: Можно, Нельзя, Надо!»

В свою очередь, отношения учащихся и педагога строятся на принципах сотрудничества. Если разрывается хотя бы одна цепь, то мы сталкиваемся с конфликтом при взаимодействии педагога и семьи. В таком случае, успех процесса обучения становится практически невозможным.

Каждый педагог должен представлять, какого рода причины лежат в основе конфликтов Учитель – Родитель, Учитель – Ученик.

Основные причины конфликтов между учителем и родителями являются :

• Разные представления сторон о средствах воспитания;

• Недовольство родителя методами обучения педагога;

• Личная неприязнь.

Основные причины конфликтов между учителем и учениками :

• Отсутствие постоянства и единства в требованиях учителей;

• Невыполнение требований самим учителем;

Ученик считает себя недооцененным;

• Личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость.)

Вот одна из конфликтных ситуаций, которая имела место в тех или иных образовательных организациях.

Ситуация № 1. Миша на каждом занятии жалуется, что ему не интересно заниматься «Мне скучно! Когда это все закончится?.», может вставать без разрешения и перемещаться по классу. На замечания не реагирует. Остальная группа работает с охотой и интересом. На вопрос педагога, что бы ему хотелось делать, чтобы было интересно именно ему, ребенок отвечает - «Меня мама ходить заставила, а мне это все не нужно. Я лучше бы сидел дома и смотрел «видосы» по компьютеру». Эта ситуация повторяется регулярно. Дисциплина в классе начинает страдать, так как остальные дети начинают повторять эти слова автоматически за Мишей. При разговоре с родителями педагог слышит, что это не может быть правдой, потому что ребенок, якобы, ходит по собственному желанию и с удовольствием, или, что их ребенок смотрит только обучающие видео и только в определенное родителями время.

Попробуйте самостоятельно

1. Квалифицировать причину конфликта (учитель – ученик или учитель – родитель).

2. Выявить причину (личная неприязнь, нарушение требований….).

3. Предложить варианты разрешения конфликта.

Советы психологов

Взаимодействие с родителями :

• перед началом общения лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

• самый приятный звук для человек – его имя. Обращайтесь к родителю по имени и отчеству (подготовьтесь заранее составив список ФИО);

• не забудьте «золотое правило» педагогического анализа : начинать с позитивного, затем поговорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее;

Не стоит:

сравнивать успехи отдельных учащихся;

давать негативную оценку всей группе;

избирать для общения назидательный тон.

• И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.

Взаимодействие с учащимися:

• Делайте то, что говорите и обещаете. (Дети очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять.)

• Ставьте четкие цели и оговаривай условия их практической реализации. ( Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то. Для того чтобы мы могли., нам необходимо.» и т. д.)

• Используйте постоянную обратную связь с учениками, умение использовать механизм создания ситуации успеха. (Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком-основа обратной связи. «У тебя все получится…»)

• Избегайте резких суждений или устрашения, если учащиеся делают что-то неправильно, им необходимо говорить об этом прямо, а не манипулировать их чувствами.

• Будьте терпеливым, не допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. (В арсенале должен быть юмор, как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.)

Итак, можно сделать вывод, что сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы и любой другой образовательной организации, достижения целей обучения и создания наиболее благоприятных условий для образования учащихся, как основного, так и дополнительного.

Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без семьи, без помощи родителей нам, педагогам, не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах».

Конечно, очень часто, в чреде бумажной работы, которая является неотъемлемой частью обязанностей педагога в современной системе образования, необходимости укладываться в жесткие сроки и требования, в условиях нынешних реалий, отличающихся нестабильностью и общей социальной напряженностью, учителю очень сложно оставаться в гармонии и душевном спокойствии. И здесь снова приходит на помощь замечательный труд В. А. Сухомлинского «Сто советов учителю», где он говорит следующее:

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Эссе «Педагог — это призвание!» Все началось очень давно, со стен детского сада. Однажды. хм, какое интересное слово. А ведь именно с него зачастую начинаются самые невероятные.

Эссе «Я — педагог»Эссе «Я — педагог» «Педагоги немножко Боги и немножко причастны к вечности, так как делают человечество!» Я думаю, что это высказывание можно отнести.

Победа в конкурсе «Педагог года»Победа в конкурсе «Педагог года» Хорошо, что есть наш портал, где мы можем обмениваться опытом, впечатлениями, находить и оказывать друг другу помощь. Сегодня мне хочется.

Эссе «Призвание-педагог» Здравствуйте! Как я говорила ранее, перед Новым годом наш детский сад был погружен в подготовку к конкурсу ЛУЧШИЙ ПЕДАГОГ ДОУ. Подготовка.

Эссе «Я педагог»Эссе «Я педагог» У каждого свая дорога в профессию. Кто мечтает с детства, кому советуют родители. А моя дорога в профессию открылась мне когда я стала.

Эссе «Мое призвание педагог» Каким должен быть современный педагог, несомненно, образованным, но и не только. Я работаю воспитателем уже двадцать лет. В детский сад.

Эссе «Я педагог!» "Я – Педагог!" Сколько есть разных профессий на свете, Но говорить я хочу об одной… Кто так печётся о маленьких детях- Люди, которым неведом.

Библиотека изображений:

Публикация Семья и педагог. Причины конфликтов: педагог — ученик, педагог — родитель (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лариса Карпикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семья и педагог. Причины конфликтов: педагог — ученик, педагог — родитель
Опубликовано: 27 декабря 2023 в 22:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД