Папки-передвижки

Семья и дети в современном мире

Елена Фадеева
Семья и дети в современном мире

Фадеева Елена Николаевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад «Солнышко»

С. Гыршелун.

«Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он- засушенный цветок.»

В. А. Сухомлинский

Семья и дети в современном мире.

Публикация «Семья и дети в современном мире» размещена в разделах

Аннотация. Наши дети живут в другом мире, чем жили мы, их родители, в том же возрасте. Стремительный переход к постиндустриальному, информационному обществу, который переживаем мы все, с особой остротой коснулся современного детства. С первых месяцев ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20-30 лет назад. Радионяни, компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к интернету, телевизору с его рекламными роликами и кровавыми боевиками-все эти неведомые в нашем детстве явления стали повседневными атрибутами жизни наших детей. Можно полагать, что современные дети уже не такие, какими мы были в их возрасте. Технический прогресс отражается не только на средствах информации и коммуникации, но и на психологии человека. Особо открытой и чувствительной группой в этом отношении, безусловно, являются дошкольники. Они больше всех восприимчивы к бушующим информационным потокам. Маленькие дети формируются в совершенно новых условиях, которых еще нигде и никогда не было. Это, конечно, осложняет их воспитание. Разрыв между поколениями отцов и детей существовал во все времена. Но сегодня этот разрыв грозит перерасти в пропасть. Дети плохо знают жизнь взрослых и мало интересуются ею, а взрослые практически не знакомы с миром современных детей-такое знакомство требует больших усилий и в результате оставляет массу вопросов. Правда, что современные дети раньше взрослеют? Нужны ли им компьютерные игры? А старые сказки и стишки? Что делать, если ребенок не отходит от телевизора? Как лучше подготовить его к будущей жизни, которая пока не кому не известна?

Ключевые слова: детство, семья, ребенок, воспитание.

Все взрослые были когда-то детьми. Все мы- «родом из детства». Детские годы, наверное, самый важный период жизни человека, когда формируется личность, характер, взгляды на жизнь, отношения к себе и другим. Многие внутренние проблемы взрослого человека, его трудности взаимодействия с другими людьми, его уверенность (или неуверенность) в себе, его интересы и способности (или их отсутствие) зарождаются в детские годы.

Особую важность детских лет подчеркивали практически все выдающиеся писатели и поэты. Вот как писал о них Ф. М. Достоевский: «…Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное из детства, из родительского дома… Если много набрать таких воспоминаний, то спасен человек на всю жизнь». А вот высказывание Л. Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, неотразимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений». Детство большинством людей вспоминается как самое счастливое время жизни.

Самый счастливый и важный период детства - это период от 3 до 7 лет, т. е. тот возраст, который принято называть дошкольным. Конечно каждый период жизни хорош по- своему, но ценность и прелесть дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.

Счастливое детство- не природный дар и не прямое следствие возраста ребенка. Оно не даётся само собой. Это всегда результат совместной жизни ребенка и взрослых. Оно невозможно без любви, участия и внимания родителей. Может быть, детство поэтому и воспринимается как самая счастливая пора жизни, что никогда потом нам не достанется так много абсолютной и безусловной любви. Родители, бабушки и дедушки, а иногда просто обожают ребенка не за какие- то особые достижения и заслуги, а просто так, за то, что он есть.

К сожалению, далеко не всегда и не у всех дошкольное детство бывает счастливым.

В последнее время все чаще встречаются несчастные родители и, соответственно, несчастные дети. Мир взрослых становится закрытым для детей. Явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений детей с родителями в последние десятилетия наблюдается во многих семьях. Предоставленные сами себе дети дошкольного возраста не могут найти интересное занятие, узнать новые сказки, увидеть все краски окружающего мира, а значит, пережить полноценное дошкольное детство.

Трудности родителей связаны не только с их повышенной занятостью, но и с тем, что быть родителем- дело довольно трудное.

«Внутри» родительской любви находятся два во многом противоположных чувства. С одной стороны, это глубинная связь с ребенком, с другой объективное (а порой совершенно необъективное, отстраненно- оценочное отношение. С другой стороны, родитель хочет счастливого детства для своего ребенка, с другой- волнуется за его будущее. С одной стороны, родитель любит своего малыша- такого, каков он есть, с другой- принимает или не принимает его, в зависимость от того, как ребенок себя ведет и что умеет. И все эти противоположности- в одном человеке и в одном чувстве.

Одна из наиболее общих и острых проблем нашего времени, которая существует во многих странах, - это повышенная занятость родителей. Но в последнее время в силу известных социальных и экономических причин работа стала отнимать практически все время и силы родителей. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда- некогда не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. Некогда играть, читать, строить из кубиков, разговаривать. По некоторым данным родители в среднем проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Тотальная занятость своими проблемами, работа, быт, необходимость зарабатывать деньги отнимают все время и последние силы. Измученные тяжкой жизнью взрослые буквально валятся с ног от перегрузок и усталости. Тут уже не сказок и детских игр. Сил и времени едва хватает на то, чтобы кормить ребенка и отводить его в детский сад. А то, что живет ребенок, что он делает, что переживает, о чем думает, до поры до времени мало волнует родителей. Взрослые живут своей жизнью, а дети- своей. Все это приводит к отчуждению детей и взрослых, к своеобразному разрыву между ними и взаимному отсутствию интереса. И дело тут не только в дефиците свободного времени и тотальной усталости родителей, но и в их оторванности от жизни ребенка, в нежелании в нее включаться. Большинство современных молодых родителей с трудом представляют, чем нужно заниматься со своим ребенком. Они не знают в какие игры играют их дети, о чем они думают, как воспринимают окружающий мир.

Нарушение нормального общения детей и родителей- это результат не только отсутствие времени, но и, прежде всего, отчуждения детей и родителей. Современные дети живут совершенно в другом, измененном мире, где со всех сторон льются информационные потоки, невиданными темпами развиваются информационные технологии, где электронные игры вытесняют и заменяют традиционную игру и живое общение с людьми. Родителям кажется, что современные дошкольники совсем другие, а следовательно, им нужны другие, более современные занятия, игры и игрушки. Их нужно как можно раньше приобщать к взрослой жизни достижениям технического прогресса. Но это не так. Чтобы стать нормальным, развитым человеком, каждый ребенок должен иметь нормально детство.

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, не контролируемый доступ в интернет прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научился сидеть, в его жизнь «врывается» современные информационные технологии. Телевизор, телефон, планшет становятся главным «воспитателем» ребенка. По данным ЮНЕСКА, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. 4 часа в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, нечего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то время получает впечатления, узнает что- то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это «безобидное» и «безопасное» занятие тает в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушения зрения, дефиците движений, испорченной осанке, но и для его психологического развития. Интернет все больше заменяет семейное общение, чтение книг, мамины колыбельные песни, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед вторжением интернета в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

В раннем и дошкольном возрасте, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности- рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное- когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. д, также отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящее на экране события и сопереживать героям мультфильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет, когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Хотя мир сегодня существенно изменился, но законы развития человека во многом остались прежними. По- прежнему каждый ребенок, чтобы стать полноценным человеком, должен прожить нормальное детство. Детство- это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни. Это еще период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже невозможно «впихнуть» во взрослого человека. Надо помнить, что, лишая маленького ребенка нормального детства, раньше времени заставляя его готовиться к школе и учится, мы не только отнимаем у него самый счастливый возраст, крадем целый мир детский переживаний, стремлений, отношений, но и отнимаем у него возможность стать полноценным человеком в будущем.

Путь, основанный на полноценном переживании детства, - значительно более сложный и трудный, нежели путь ускоренного развития. Здесь невозможно и недопустимо просто перенести на ребенка собственные ценности и представления. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояние- словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от взрослой.

Несмотря на то, что существуют разные оценки, большинство исследователей все же сходятся в том, что негативные стороны влияний технологий на семью в целом перевешивают. Выход- создавать и поддерживать культуру медиапотребления в семье, а также почаще «вытаскивать» близких в реальный мир и вместе решать разнообразные задачи, не связанные с гаджетами. В конце концов, технологии меняются, словно модные коллекции, а человеческое общение и родные связи- безусловная и непреходящая ценность.

Список литературы.

1. Большая советская энциклопедия- М. : Издательство «Советская энциклопедия» 1974- 672с.

2. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире : книга для родителей. – М. : Дрофа 2008- 4с, 5с,6с, 8с, 12с, 15с, 260с, 268с.

3. Интернет – ресурс nsprtal.ru «Семья и дети в современном цифровом пространстве»

Публикации по теме:

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Конспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Я и моя семья в большом мире» с презентациейКонспект ООД с воспитанниками СДС старшего дошкольного возраста «Я и моя семья в большом мире» с презентацией Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие,.

Консультация для родителей «Здоровая семья — счастливые дети»Консультация для родителей «Здоровая семья — счастливые дети» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ"Воспитание ребёнка начинается в семье. С самого рождения малыша окружают.

Библиотека изображений:

Публикация Семья и дети в современном мире (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Фадеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семья и дети в современном мире
Опубликовано: 1 марта 2024 в 06:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД