МААМ-картинки

Семинар «Здоровье — это здорово»

Оксана Радионова
Семинар «Здоровье — это здорово»

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми».

Цель: Обмен опытом использования здоровьсберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ с детьми групп компенсирующей направленности, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Задачи:

Сформулировать элементарные представления для педагогов о функциональном назначении здоровьесберегающих технологий, как нетрадиционной форме оздоровления.

Публикация «Семинар „Здоровье — это здорово“» размещена в разделах

- Повысить профессиональную компетентность педагогов в их применении.

- Создать позитивный эмоциональный настрой.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте! На первый взгляд, мы желаем человеку быть здоровым, сильным, красивым. Тема нашего семинара - «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми».

Оберегая здоровье наших детей, приучая их с малых лет к здоровому образу жизни, даём им хороший старт в большую жизнь.

Логопед

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики.

К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми нарушениями, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом.

Коррекция недостатков просодической (слайд, выразительной, эмоциональной стороны речи необходимо осуществлять в ходе воспитательно- образовательного процесса дошкольного учреждения. В логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи, и представляет собой набор голосовых характеристик, совокупность ритмико-интонационных свойств речи.

Единого мнения по количеству этих компонентов нет. Основные приводимые исследователями понятия просодии представлены на слайде.

Эти просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Это способствует закреплению результатов логопедической работы.

Целью совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре является развитие психофизиологических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.

Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемых лексических тем, по которым работают педагоги групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Инструктор по физическому воспитанию

Сегодня мы ещё раз напомним и сформулируем, как можно укрепить здоровье наших детей и развить интерес к физкультуре с помощью различных технологий.

Технологии стимулирования здоровья

Игрогимнастика «Мы шагаем по планете» Используются упражнения стретчинга, хатха – йоги, выполняемые в сюжетно – игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребёнку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Ритмопластика «Гибкие спинки»

Ритмопластика — это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенную ритмическую музыку.

Основным направлением данной программы считается:

Раскрепощение ребенка в психологическом плане;

Помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников;

Развивают выносливость, силу;

Формируют правильную осанку;

Улучшается координация движений.

Релаксация «Этюды для души»

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, помогает сконцентрировать внимание, увеличивает запас энергии.

С этой целью в работе с детьми нужно использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма

Каждому упражнению дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

Технологии эстетической направленности

Гимнастика пальчиковая «Фантазёры»

Значение пальчиковой гимнастики для развития дошкольников:

• - развитие и совершенствование мелкой моторики рук, подготовка кисти руки к письму;

• - развитие умения управлять своими движениями;

• - концентрация внимания на одном виде деятельности;

• - стимулирование развития мышления и пространственных представлений;

• - положительные эмоции у воспитанников;

• - развитию речи и творческой активности;

• - развитие воображения.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика дыхательная

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико.

«А знаете ли вы, что медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса».

Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.

В этой связи хочу обратить внимание на фонопедические голосовые игры, разработанные В. В. Емельяновым. Фонопедические игры раскрепощают голосовой аппарат ребёнка, эффективно снимают мышечное напряжение во время пения, говорения, раскрывают природные голосовые данные, несут в себе большую эмоциональную нагрузку, осуществляют функцию массажа внутренних органов. Кроме того, они предупреждают заболевания гортани. Эти игры способствуют развитию фонематического слуха.

Подвижные и спортивные игры Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию и функционированию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка. Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, приобретать необходимые двигательные навыки.

Подвижные игры - это сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Подвижная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы; совершенствует движения, развивает их координацию; формирует быстроту, силу, выносливость; учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации; познавать окружающий мир; активизирует память, представления; развивает мышление, воображение; пополняет словарный запас и обогащает речь детей; учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям; формирует честность, справедливость, дисциплинированность; учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма.

Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники спортивных игр.

Оздоровительный бег

Оздоровительный бег оказывает воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. Бег — прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста. Но реализуя на практике систему оздоровительного бега, мы сформулировали некоторые рекомендации для педагогов начинающих внедрять практику оздоровительного бега в работу дошкольной организации. Педагогам дошкольных организаций следует помнить, что оздоровительный бег в аэробном режиме это лечебно-профилактическая процедура, а не спортивное упражнение, предъявляющее повышенные требования к ребенку.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

Целью занятий по физической культуре в настоящее время считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о функционировании своего организма и способах его защиты. (Ю. Змановский, С. А Козлов, Б. Егоров, В. Кудрявцев, в этом процессе именно взрослый выступает в качестве побуждающего мотива деятельности: стремление ежедневно заниматься физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием, т. е. такого вида деятельности, который благоприятен для здоровья ребенка. Проведение физкультурных занятий требует особого внимания со стороны всего персонала детского сада.

Коммуникативные игры

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.

Креативная гимнастика

«Чарующее зеркальце души»

Задачи:

• формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;

• развивать мышление, воображение, находчивость,

• воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

• развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

Креативная гимнастика это:

1. Музыкально-творческие игры.

2. Образно-игровые движения (упражнения с превращениями)

3. Специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Игровой самомассаж

«Превосходное настроение»

Самомассаж

Задачи: закаливание и оздоровление детского организма, получение ребёнком радости и хорошего настроения, формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.

Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме

Технологии музыкального воздействия

В дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Возможно, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток.

Игры – путешествия «Летучий корабль» Игры – путешествия являются одной из форм сюжетно- игрового взаимодействия взрослого и детей в рамках технологии самосбережения здоровья и определяет собой интеграцию психофизической тренировки и ролевой игры. В основе игры – путешествия лежат различные движения, оздоровительные и музыкально –двигательные импровизации, игра, музыка (фоновая, классическая, детские песни, музыка из мультфильмов, сюжет – (по мотивам сказок, мульфильмов, литературных произведений, событий или явлений).

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

Интересная и актуальнейшая тема на сегодняшний день – воспитание культуры здоровья дошкольников. В современной науке понятие «культура здоровья» рассматривается, как важнейшая составляющая общей культуры и одной из качественных характеристик уровня развития личности. Иными словами, здоровья не может быть в отрыве от конкретной среды, в которой мы находимся (природа, дом, обстановка, социальное окружение, в чём и как мы себя проявляем (учёба, труд, отдых). Этим я повожу вас к одному из направлений науки «Ортобиотика» - наука о здоровье, здоровом образе жизни, изучающая технологию собственного здоровья, оптимистического настроя человека, через включение внутренних резервов самого человека, разработанной лауреатом Нобелевской премии И. И. Мечниковым. Понятие, кажется, звучит очень необычно для детского сада, но тем не менее, изучив, проанализировав, с переходом на ФГОС, я заинтересовалась этой технологией. Данную технологию мы внедрили в работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста с 2017-2018 учебного года. Ведь наша задача - заинтересовать ребёнка, предложить ему такую деятельность, которая бы способствовала слагаемым здорового образа жизни (укреплению физического здоровья, в том числе развитию двигательной активности, приносящей ребёнку чувство радости, укрепление психического здоровья (умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение, укрепление духовно – нравственного здоровья (создание ценностных ориентаций, самоодобрение) – это здоровьесберегающие мероприятия. Выстраивая систему целей для формирования мышления дошкольника относительно здоровья, необходимо принять во внимание следующее. Ребёнок может выполнять все предлагаемые игры, упражнения, но потом вскоре забыть всё, о чём говорилось, если не уяснит для себя целесообразности выполняемой деятельности, если движения не будут сопряжены со здоровьесберегающей миссией.

Проведём небольшой эксперимент. Мысленно представьте спелый сочный лимон. Почувствуйте его вес, объём, почувствуйте запах. Ешьте лимон, как яблоко. Съели? Замечательно! Теперь посмотрим, как организм реагировал на воображаемый лимон, вы что- то говорили своему желудку? Ничего! Ведь всю работу сделал без вашего участия за вас ваш организм. Давайте продолжим…

Представьте себе магический фрукт (похож на барбарис, откусите от него кусочек. Точно знаю, какой вопрос возник у вас в голове. «Что это, я никогда его не ела?». Так вот когда, вы ставите цель «Я хочу быть здоровым», ваш организм, так же реагирует, как вы сейчас на магический фрукт и спрашивает: «А что это такое?». С лимоном вы чувствовали и ощущали конкретный образ. Когда пытаемся думать о здоровье, мы тем самым ставим организм в тупик, как про магический фрукт, мы не видим конкретного образа, здесь включать нужно логику. И это возможно, если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, необходимо придерживаться такого важного ортобиотического правила, как включение в любую деятельность всех анализаторов: «вижу», «слышу», «ощущаю», делая основой элемент игры и позитивный настрой.

Ортобиотический подход к здоровьеформированию и здоровьесбережению (таблица)

Ведущий принцип деятельности детей, – это игра! Игра становится важным событием, это источник развития ребёнка, его самосбережения и включена в различные виды жизнедеятельности дошкольников, а мотивационно- эмоциональный механизм включения ребёнка в здоровьесберегающую деятельность будет один и тот же. А. Н. Леонтьев и Д. Б Эльконин обозначили его ёмкой формулой трё хступенчатой мотивации: «Хочу!», «Надо!», «Могу!». Хочу поделиться действием такого принципа по проведению игр – путешествий по «Царству Здоровья». Цель первая, её можно выразить словами ребё нка: «Хочу играть!», это связано с развитием воображения детей. В связи с этим, важно обеспечить детям игровую, исследовательскую и познавательную деятельность (восприятие художественной, энциклопедической литературы, природоведческой литературы).

Вторая цель- в контексте игры - путешествия «Надо!» Для активизации данной мотивации, как и в любой игре, действует правило: отобразить характерные черты персонажей, явлений и происходящие события в различных видах игровой деятельности (двигательной, коммуникативной, опираясь на имеющиеся у них впечатления, упражнения выполняются детьми с опорой на позитивные тематические образы (предметов, явлений, героев сказок). Проживание ребёнком радости, связанной с движением способствует саморегуляции в двигательной сфере, активизирует яркое эмоциональное состояние ребёнка.

Третья цель – получение конечного результата в процессе завершения выполнения игровой задачи. Она есть в виде мотивации «Могу!» - это состояние детей удовлетворения от процесса собственной игровой деятельности. Задача взрослого – систематически акцентируя у ребёнка чувство успеха, пробудить в нём положительную самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях (оптимизм, реализовать свои творческие способности.

Игровые образы, движения – превращения, воплощённые детьми в двигательной активности (комплексы самомассажа, спонтанные танцы, звукодвигательные игры, игры – имитации, помогают в формировании ценностного отношения к своему здоровью. Продолжительность игр – путешествий не более 30 минут, 1 раз в месяц.

«Маленький человек с большими проблемами» - так можно сказать о детях, имеющие нарушения речи, недостаточно развитая познавательная сфера, недостатки физического развития (особенно мелкой моторики). Поэтому возникает необходимость объединения специалистов во всех направлениях с применением методик: логоритмика, система занятий по развитию пальчиковой активности, сказкатерапия, музыкатерапия, т. е. увлекательные игры - путешествия по «царству здоровья», взаимодействие взрослого и детей в рамках технологии здоровьесбережения здоровья. Работу в данном направлении мы начали с этого учебного года. Особенно ценным для нас будет, чтобы дети научились творчески мыслить, справляться с организацией игры, стали раскрепощённой, заботились о своём здоровье, улучшение физического состояния детей.

Публикации по теме:

Физкультурный праздник с родителями «Здоровье — это здорово!» Физкультурный праздник с родителями «Здоровье –это здорово!» Программные задачи: • Привлекать родителей к активному участию в спортивной.

Фотоотчет о дне здоровья «Здоровье — это здорово!»Фотоотчет о дне здоровья «Здоровье — это здорово!» Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «Здоровье — это здорово»Фотоотчет о досуговом мероприятии «Здоровье — это здорово» Дорогие друзья, доброе время суток! Самый драгоценный дар, который человек получает от природы,-здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому.

Фотоотчет о неделе здоровья «Здоровье — это здорово!»Фотоотчет о неделе здоровья «Здоровье — это здорово!» Много веков назад люди поняли, насколько важно заботится о своем здоровье, держать в чистоте и закалять свое тело, чтобы оно всегда было.

Фотоотчет о спортивно-развлекательном досуге «Здоровье — это здорово!» в старшей группеФотоотчет о спортивно-развлекательном досуге «Здоровье — это здорово!» в старшей группе Здоровье детей является одной из актуальных проблем в современном обществе. И конечно же нам взрослым необходимо сохранять и укреплять здоровье.

Фотоотчёт «Неделя здоровья в детском саду «Здоровье — это здорово!»Фотоотчёт «Неделя здоровья в детском саду «Здоровье — это здорово!» Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о неделе здоровья, которая прошла в нашем детском саду. Ежегодно, 7 апреля, отмечается Всемирный день.

Конспект интегрированного занятия «Здоровье — это здорово»Конспект интегрированного занятия «Здоровье — это здорово» Конспект интегрированного занятия на тему: ЗОЖ в детском саду. «Здоровье - это здорово!» Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках»Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар «Здоровье — это здорово» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Радионова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар «Здоровье — это здорово»
Опубликовано: 10 сентября 2023 в 09:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД