Лучший педагог года

Семинар «Экологическое воспитание дошкольников»

лиана алборова
Семинар «Экологическое воспитание дошкольников»

Семинар

«Экологическое воспитание дошкольников»

Цель: совершенствование теоретических и практических представлений педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи.

1. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания.

2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. Развивать познавательный интерес у педагогов;

Публикация «Семинар „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема семинара : «Экологическое воспитание дошкольников»

В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

Что же такое экология (слайд 3)

Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание - это система, направленная на формирование и развитие экологической культуры у детей и взрослых. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне.

Главная задача экологического воспитания - научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства.

– Система экологического воспитания – это создание условий, методы и формы работы с детьми и родителями.

Одно из главных условий - соответствующая эколого-развивающая среда.

Эколого-развивающая среда в ДОУ включает в себя следующие компоненты. (слайд 4)

уголки в группах (экспериментальные, природы- комнатные растения и картотека к ним, природный материал, живые объекты, оборудование для ухода за живыми объектами);

огород круглый год, или мини - огород на окне;

территория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев, кустарников,

огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры);

библиотека (познавательная литература о природе, о животных, подборка картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям)

Что должно быть в уголке природы?

(Растения, рыбы, птицы, средства по уходу за растениями, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

Что должно быть на участке детского сада?

(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

Для экологического воспитания детей используются следующие методы (слайд 6)

Наглядные, Словесные Практические

Наблюдение. Рассматривание картин.

Демонстрация кинофильмов. Рассказ воспитателя.

Рассказ ребёнка.

Беседа.

Чтение худ. произведений о природе и экологических сказок Опыты.

Поисково-исследовательская деятельность.

Труд.

Игра

Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.

(Наблюдение.)

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию -это (слайд 7)

• Проведение экологических праздников

• Наблюдения на прогулках

• Занятия

• Календари природы

• Работа с родителями

• Игровая деятельность

• Музыкальная деятельность

• Труд в уголке природы

• Организация исследовательской деятельности

• Экскурсии в природу

• Художественная деятельность

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы.

В детском саду применяются следующие виды игр:

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных. («Чьи семена?» «Угадай весенний цветок» «Что в корзинку мы берем?» «Чьи детки?»)

2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами)«Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

и т. д.

4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

5. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.

6. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

Наш детский сад реализует природоохранный социально-образовательный проект «Планета Эколят». Меня заинтересовала эта тема и с прошлого года в нашей группе проводится большая и разнообразная работа по экологическому воспитанию детей :

По мимо тематических занятий :дик. дом. жив., перелетные птицы, птицы нашего двора, мною было проведено занятие -Старичок Лесовичок и Юные друзья леса. Провела вечер загадок «Какие разные птицы», также приняли участие во Всероссийской олимпиаде «ЭКОЛЯТА – МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» где наши воспитанники получили дипломы.

Осенью провели выставку «Дары Осени», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами.

Было проведено музыкальное развлечение «Осень золотая» с экологической инсценировкой «Лесные истории», также с логопедом (Эммой Ивановной) провели развлечение «Как звери готовились к зиме».

Провела акцию «Подари цветок группе» где многие семьи приняли активное участие в акции и наш уголок природы пополнилось новыми комнатными растениями, а также подарили нам аквариум с рыбкой. Так же провела акцию «Кормушки для птиц», в этой акции родители приняли активное участие.

С детьми развесили кормушки и наблюдали за птицами, подкармливаем их.

Было сделано ряд дидактических игр экологической направленности, также сделала лэпбук «Вода»,круги Луллия, есть картотека дидактических игр по экологии.

Для экологического воспитания детей широко используем прогулки, во время которых знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

В теплые солнечные дни на участке обнаружили маленьких, но хорошо знакомых детям жучков – божьих коровок. Мы провели цикл наблюдений за этими жучками: «Где можно найти божью коровку?», «Рассматриваем божью коровку», «Как божья коровка передвигается?»,«Чем питается божья коровка?»,«Как божья коровка защищается от врагов?»дети уточнили представление о внешнем виде, строении; выяснили, что божья коровка – жучок-хищник питается тлей, питаясь тлей, оздоравливает растения; в случае опасности выделяет специальную жидкость, которая отпугивает других насекомых.

Ежедневно проводиться работа в уголке природы, где находятся комнатные растения, аквариум и всё необходимое для ухода за ними. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений наблюдают и трудятся: поливают цветы, обрывают увядшие листья, рыхлят землю, ухаживают за рыбкой. Во время этих действий детям прививается любовь и интерес к живой природе и желание за ними ухаживать. Есть календарь природы и дневник наблюдений за погодой где дети отмечают время года и состояние погоды.

В феврале с детьми создали «Мини Огород» на подоконнике, посадили лук, фасоль, петрушку. В течение месяца наблюдали за ростом лука, фасоли. Посадили с целью, создания для них разных условий: - для одной – тепло, воду, свет; для другой – тепло, воду, темноту. Также провели наблюдение за веткой сирени, которую принесли с участка. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, фасоли - дети на конкретном примере убедились о значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. В конце наблюдения дети выяснили, какие условия являются самыми лучшими для роста растений:- тепло, свет, вода.

Проводим опыты во время которого дети учатся обобщать, делать выводы. Провела опыты «Распускающийся цветок» и «Крашенные цветы» с помощью этих опытов дети сами сделали выводы «растениям для жизни нужна вода» и «растение пьет воду». Каждое наблюдение, каждая беседа с детьми на прогулке, на занятии прививает детям любовь и бережное отношение к природе и могу сказать что наша работа не проходит даром. Никто из детей не срывает больше без цели цветы, не ломает ветки, не топчет муравейник.

Предлагаю: «Экологическая разминка»

Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом (одинаковая)

У кого язык длиннее тела (у хамелеона)

Чем лягушка отличается от жабы (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)

Почему красную книгу называют красной, а не зеленой (потому что красный цвет – сигнал опасности)

Почему листья зеленые (потому что в них содержится хлорофилл)

Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

Что ест зимой жаба (ничего, зимой она спит)

Какая нить в природе самая тонкая (паутина)

Какое дерево является лучшим пылесосом (тополь)

У кого уши на ногах (у кузнечика)

Какую траву любят кошки (валериану)

Самая высокая трава (бамбук)

Опасен ли укус гадюки летом (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)

Какая птица не строит гнезда (кукушка)

Назовите пословицы и поговорки о природе по картинке.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Увидел грача – весну встречай.

3. Готовь сани летом, а телегу зимой.

4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5. Любишь кататься – люби и саночки возить.

6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

Так как ведущей деятельностью является игра, сейчас мы с вами поиграем.

Экологическая игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч.

Методика проведения:

Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Проведем опыт. «Распускающийся цветок»

. Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются.

Почему так происходит?

Конечно всё дело в воде, ведь без неё бумажные цветы неподвижны. Оказывается, бумажные волокна, из которых состоит бумага, впитывают воду, набухают и стремятся выпрямиться. При этом лепестки начинают раскрываться. С помощью этого опыта можно показать ребенку,что растениям для жизни нужна вода.

Заключение

Я хочу подарить вам лебедей. Лебедь – это символ чистоты.

Он живет только на чистых озерах. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры., так давайте будем вместе повышать экологическую культуру!

На этом наш семинар подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании.

Желаю вам успехов в работе над экологией.

Прикреплённые файлы:

seminar_brpr9.pptx | 21504,86 Кб
 
Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Цель :- расширить представление о растительном и животном мире; - воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной.

Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников»Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: "Экологическое воспитание дошкольников" Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: "Экологическое воспитание дошкольников".

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группыЭкологическое воспитание дошкольников в ДОУ старшей группы Экологическое воспитание детей старшей группы в ДОУ[/b] Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных.

Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Экскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольниковЭкскурсия в «Зимний сад». Экологическое воспитание дошкольников В нашем детском саду созданы необходимые условия для экологического воспитания дошкольников. Оборудован "Зимний сад", где ребята могут не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 22:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД