Папки-передвижки

Семинар «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи»

Наталья Василец
Семинар «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи

Добрый день, уважаемые коллеги! Свое выступление хотела бы начать словами выдающегося педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. (Слайд 1)

Публикация «Семинар „Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи“» размещена в разделах

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития дошкольника необходимо их взаимодействие. (Слайд 2)

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в ст. 44 говорится: (Слайд 3)

1. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, оказывают помощь родителям в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

А в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (необходимость разработки и утверждения, которого возникла в связи с тем, что впервые дошкольное образование определено в качестве одного из уровней общего образования, детский сад должен постепенно стать открытой образовательной системой, а педагогический процесс более свободным и гибким со стороны педагогического коллектива. Теперь педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями, так как родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образования и взаимодействие с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. (Слайд 4)

Сегодня для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия : (Слайд 5)

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Сегодня перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: (Слайд 6)

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия семьи и ДОУ для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Современная жизнь и её ритм диктуют детскому саду находиться всё время в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей, которые помогут сплотить вокруг себя родителей. (Слайд 7)

Сегодня можно выделить четыре основных направления в работе с семьей :

Информационно-аналитическое направление, направлено на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговое направление- совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

Познавательное направление- Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Его суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационное направление в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытый просмотр организованной образовательной деятельности для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

В нашем дошкольном учреждении используются различные формы работы с семьей. Традиционные формы, такие как беседы, консультации, родительские собрания, наглядная информация, совместные праздники и мероприятия используются в дошкольном образовании уже давно. Но анализ такой формы работы показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам, в то время как основная задача взаимодействия с родителями на современном этапе - это создание сотрудничества, где родитель и педагог – равноправные участники процесса формирования личности ребенка. Таким образом, были выработаны инновационные формы работы, которые активно применяются в нашем ДОУ. Сюда можно отнести проведение мастер-классов на различные воспитательные темы, тренинги и деловые игры, тематические фотовыставки, семейные спортивные встречи, совместные прогулки и экскурсии, акции, сайт детского сада-он конечно не заменит живое общение, но родители имеют возможность в любое время прочесть новостную ленту детского сада и быть в курсе всех событий. Недавно проведенное в дошкольном учреждении анкетирование с целью выявления удовлетворенности работой ДОУ показало, что многие родители хотят быть полноправными участниками образовательного процесса и жизни ДОУ в целом. Нами уже начата работа по созданию родительского комитета, как органа управления. Чтобы родители непосредственно могли участвовать в вопросах создания комфортной и безопасной среды для детей, вносить предложения в работу детского сада. Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей является организация выставок совместного творчества. В детском саду проводятся смотры – конкурсы. Цель таких мероприятий – взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, доступной развивающей предметно-пространственной среды. Активное участие родители приняли в конкурсе – смотре “Лучший участок детского сада”.

Родители и педагоги совместно проводят праздники и развлечения для детей в организации которых, родители принимают непосредственное участие.

Для формирования здорового образа жизни у детей и родителей в детском саду организуются совместные спортивные праздники.

Педагоги организуют мастер-классы для родителей, направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей новыми перспективами нового направления развития детей.

Организация взаимодействия детского сада с родителями воспитанников продолжается. Но уже сейчас можно сказать, что есть прогресс в этом достаточно нелегком деле:

- воспитатели стали ближе общаться со всеми родителями воспитанников, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям;

- пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но родители с большим энтузиазмом и интересом относятся к жизни ребенка в детском саду;

- изменилось общение педагогов и родителей – они стали партнерами в воспитании детей;

- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

Уважаемые коллеги, подводя итог своего выступления, хочу сказать следующее. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Поэтому я желаю всем Вам успехов в вашей нелегкой работе, терпения и взаимопоимания с родителями Ваших воспитанников.

Начинается второй блок Духовно-нравственное воспитание. Ставится заставка презентации Добрый мир.

Уважаемые коллеги, а сейчас мы бы хотели акцентировать ваше внимание на одном направлении работы, с родителями реализующемся в нашем ДОУ.

Мы все с Вами знаем, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая составляет не более 40 % общего объема (вариативная часть, может включать различные направления и должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на выбор тех форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей их родителей, а также возможностям педагогического коллектива, на сложившиеся традиции ДОУ или группы.

Сегодня мы делимся с вами своим опытом по реализации программы, направленной на духовно- нравственное воспитание.

И сейчас мы предоставляем слово воспитателю Лидии Вениаминовне Кудряшовой.

Говорит Кудряшова Л. В. и идет показ презентации Добрый мир.

Идет показ занятия и презентация занятия. Смотреть сценарий занятия.

Я передаю слово помощнику благочинного по основам православного воспитания Любовь Витальевне Бандуриной.

Показ презентации Добрый мир повторно.

Третий блок. Родительское собрание.

Идет показ презентации родительское собрание.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами узнали, что есть очень много эффективных форм и направлений в работе с родителями. Но мы сейчас хотим остановиться на одной очень традиционной форме работы-родительском собрании, которая и сегодня остается очень действенной во взаимодействии с родителями, и представить Вашему вниманию традиционное родительское собрание в нетрадиционной форме проведения.

Единственное, у нас будет небольшое условие. Всем Вам сейчас придется перевоплотиться и стать на время родителями, а не педагогами и принять активное участие в нашем родительском собрании. Спасибо!

Ну а сейчас немного теории! Нетрадиционные родительские собрания лучше всего проводить, следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.

Несомненно, использование нетрадиционной методики проведения, родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру к вопросам воспитания детей.

Родители будут с радостью идти на родительское собрание, зная, что будет что – то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. Родителям будут интересны ответы на волнующие темы, обсуждаемые педагогические ситуации, на что надо обратить особое внимание и каким образом помочь ребенку.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Подобная модель работы с семьей позволяет сотрудничать с родителями, не имеющими выраженной образовательной заинтересованности, полагающими, что для воспитания собственных детей им достаточно знаний и опыта. Количество таковых довольно велико; именно эта группа родителей обычно предъявляет строгие требования к учреждению, потому что они сами не хотят или не могут обеспечить детям желаемого развития.

Таким образом, даже такая традиционная форма работы с родителями, как родительское собрание, проведенное в нетрадиционной форме может решить целый ряд поставленных перед ДОУ задач.

Слово старшему воспитателю.

Идет родительское собрание. Смотреть сценарии собрания и сказки.

Ведущий: Спасибо, Сания Алексеевна за такое интересное родительское собрание. Надеюсь, что каждый из присутствующих в этом зале почерпнул для себя что-то новое и интересное.

Уважаемые коллеги, на этом наш семинар подходит к завершению для подведения итогов я предоставляю слово заведующему детского сада.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Взаимодействие ДОУ и семьи (фотоотчет)Взаимодействие ДОУ и семьи (фотоотчет) Доброго времени суток, дорогие коллеги! Этот учебный год выдался для нашего ДОУ очень плодотворным в плане проведения различных мероприятий.

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей 2–3 лет Аннотация. В статье отражена проблема совместной работы семьи и дошкольной организации в рамках реализации ФГОС ДО в процессе здоровьесбережения.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Василец на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи»
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 14:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД