Папки-передвижки

Семинар «Технология охраны зрения дошкольников»

Абатова Радмилла
Семинар «Технология охраны зрения дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 73»

Семинар :

«Технология охраны зрения дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель

Абатова Р. Ф

г. Оренбург 2023

Четверть учеников оканчивают начальные классы уже в очках. В дошкольном образова-нии важно сберечь зрение и подготовить зрительный аппарат ребенка к принятию новых, уве-личенных школьных нагрузок. Корпорация «Российский учебник», совместно с учителем-дефектологом, кандидатом педагогических наук Элеонорой Кулешовой, представляет цикл ма-териалов об охране здоровья глаз

Публикация «Семинар „Технология охраны зрения дошкольников“» размещена в разделах

Основная цель здоровьесберегающих технологий : сформировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее обучение в специально созданных образовательных ситуациях. Это со-ответствует требованиям, прописанным в федеральном законе «Об образовании в РФ». Тема ак-туальна как для педагогов, работающих в специализированных организациях, так и для педаго-гов, ранее не изучавших дефектологию и коррекционную педагогику, поскольку теперь специ-альные условия должны создаваться в любом образовательном учреждении. Большую роль в сохранении и укреплении зрения, конечно, играет выбор учебных пособий. Специалисты отме-чают, что УМК «Тропинки» корпорации «Российский учебник» полностью соответствует ос-новным требованиям. Кроме того, очень важны коррекция и развивающая работа.

Рассмотрим подробнее технологии, направленные на профилактику нарушений зрения.

Соблюдение гигиенических правил зрительной работы

• В утренние часы, когда недостаточно естественного освещения (самого благопри-ятного, необходимо включать источники искусственного света.

• Естественный свет должен падать с левой стороны.

• Если не хватает естественного и дополнительного освещения, возможна организа-ция индивидуального освещения на столе ребенка. Если ученик левша, свет должен падать с правой стороны.

• Нельзя занавешивать окна шторами (даже прозрачными, поскольку весь солнеч-ный свет должен попадать в кабинет по максимуму. Декоративные элементы можно разместить над или между окнами.

Необходимо следить за чистотой стекол: немытые окна задерживают до 30% сол-нечного света. В холодное время года стекла в учебных комнатах нужно мыть хотя бы изнутри.

• Переизбыток света влияет негативнее, чем его недостаток, поэтому важно исполь-зовать вертикальные жалюзи, чтобы перенаправлять слепящие лучи.

• Учебные пособия следует выбирать без глянца, бликующих поверхностей.

• Цветочные горшки можно ставить на подоконники, но они должны быть величиной не более 30 см и располагаться в углах, а не в рабочей зоне.

Большинство правил гигиены, за исключением специфических условий, прописаны в СанПиНах.

Правильная посадка за столом

Для уменьшения зрительного напряжения на общеобразовательных занятиях ребенок должен сидеть по давно установленным правилам:

1. Туловище находится в вертикальном положении.

2. Голова слегка наклонена вперед.

3. Плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола.

4. Руки свободно лежат на столе.

5. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку.

6. Спина опирается в пояснице на спинку стула.

7. Стол и стул соответствуют росту ребенка (стул заходит на 6-8 см за край стола). Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки ребенка в положении сидя.

При рассадке, к детям с нарушениями зрения нужно подходить индивидуально, в соот-ветствии с показаниями. Ребенка с окклюзией необходимо расположить максимально в сторону заклеенного глаза — так, чтобы открыть обзор свободному глазу. Если у ученика сходящееся косоглазие, следует посадить его так, чтобы сведенный глаз «отходил». Если косоглазие расхо-дящееся, задача свести ось к носу, посадив, насколько это возможно, в сторону открытого глаза. По этим же принципам должны лежать пособия на столе.

Как правильно сидеть за компьютером?

Введение офтальмологических пауз

Игровая коррекционная физкультминутка напоминает пальчиковую гимнастику. Пример стихотворной инструкции:

Один, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть.

Мы закроем быстро глазки и отроем их опять

Чтобы время не терять, будем мы теперь моргать.

А теперь нам надо встать, один пальчик вверх поднять,

Посмотреть вначале вверх, а потом на пальчик.

Руку вытянем вперед. Только не на наоборот.

Но из виду не теряем, к глазкам пальчик приближаем.

Офтальмологическая пауза с предметами

Предмет для гимнастики лучше выбирать в зависимости от темы занятия. Он должен быть крупным, ярким, приближенным к ребенку на расстоянии вытянутой руки. Нельзя, чтобы предмет сливался с одеждой педагога. Предмет или изображение находится в руках у педагога. Учитель продумывает стихотворение и действия так, чтобы дети следили за движущимся пред-метом.

Пример. Берем изображение птицы, приклеиваем его на палочку. Говорим: «Летели птички собой невелички» и двигаем палочку, показывая, как летела птица. Затем из горизон-тальной плоскости помещаем изображение в вертикальную со словами: «Как они садились — все люди дивились». Так выбираем различные позиции, чтобы взгляд ребенка перемещался.

Если в классе есть дети с нарушениями зрения, то проведение офтальмологических пауз должно согласовываться с врачом-офтальмологом.

Комплексы по словесным инструкциям

Педагог перечисляет действия, которые нужно выполнять глазами: «Смотрим вверх», «Смотрим вниз», «Круговые движения» и т. д. Специалисты рекомендуют комплекс, разрабо-танный в институте глазных болезней им. Гельмгольца. В него входят такие упражнения как моргание, фиксация взгляда на кончике нова, взгляд вдаль, фиксация взгляда на межбровном промежутке, фиксация взгляда на правом плече, фиксация взгляда на левом плече, вращение глаз, повороты глаз, концентрация на удаленном предмете и другие.

Существуют комплексы упражнений с использованием интерактивных досок, однако это бесполезное явление, поскольку во время гимнастики ребенок должен отдохнуть от нагруз-ки на зрение.

Упражнения на зрительных тренажерах

Зрительные тренажеры появились в классах благодаря разработке офтальмолога Влади-мира Базарного. Система создавалась с учетом оптических условий и требований. Проводить различные виды зрительных гимнастик нужно как можно чаще. С детьми, имеющими проблемы со зрением (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и т. д.) — 6-8 раз в день. Дети с низкой остротой зрения во время гимнастики должны быть максимально приближены к педагогу. Ре-бенок с окклюзией проводит гимнастику с заклеенным глазом. Другим детям с проблемами зрения лучше снимать очки — но все, конечно, должно быть сугубо индивидуально, с учетом особенностей патологии. Например, если при косоглазии из-за снятия очков увеличивается угол косоглазия, то во время гимнастики снимать очки не нужно.

Главная цель гимнастики — натренировать зрительные мышцы: привести в действие те, которые были бездеятельные и дать отдохнуть мышцам, выполнявшим основную работу. Зри-тельная гимнастика, в комплексе с другими здоровьесберегающими технологиями, помогает сохранить и скорректировать зрение.

Публикации по теме:

Кейс-технология как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе ЗПРКейс-технология как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе ЗПР Тема: «Кейс-технология» как средство для ознакомления дошкольников с миром профессий в старшей группе комбинированной направленности ЗПР.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Технология охраны зрения дошкольников»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 13:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.

18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД