Получи документы

Семинар «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Ольга Владимировна Городилова
Семинар «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Семинар

«Сюжетно- ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

ПОДГОТОВИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Городилова Ольга Владимировна

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Так что же это такое игра? Игра - это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Что же такое игра?

Публикация «Семинар „Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Каково значение игры в развитии ребёнка?

«Значение игры в развитии ребёнка»

1. является ведущим средством его воспитания

2. получает опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивает моральные нормы и правила, приобщается к жизни окружающих взрослых,

3. ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы

4. обеспечивает ему внутренний эмоциональный комфорт

5. в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни, развивается способность к воображению, образному мышлению

6. принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Как вы думаете, что является основой сюжетно-ролевой игры?

«Основа сюжетно ролевой игры» Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В воображаемой ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опытсоциальных отношений людей, опыт социальных переживаний.

С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются (по С. А. Шмакову) : - профессиональные; - военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов); - созидательные (строительство); - поиска и открытия (путешествия, «космос»); - связанные с искусством («цирк», «театр»); - сказочные; - фантастические; - этнографические («в индейцев»).

Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными (по С. А. Шмакову) : - роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги; - роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач); - семейная роль (мама, папа, дочка, сын); - этнографические роли (индеец); - сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга); - роль животного.

Каковы функции сюжетно-ролевой игры?

Сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют целый ряд функций:

социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.

коммуникативная функция. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют правила игры!

Деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь больному» и т. д функция самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.

функция коррекционная (защитная). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим тигренком, но не умею «р-р-р-рычать». Вывод: надо научиться!»)

Как вы думаете, какова структура сюжетно ролевой игры?

Структура ролевой игры согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:

Первый - это роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

Второй - игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

Третий - игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,

Четвертый - реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

«Этапы формирования сюжетно ролевой игры»

На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.

На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

«Комплексный метод руководства сюжетно ролевой игрой»

включает взаимосвязанные компоненты:

-ознакомление с окружающим в активной деятельности детей;

- обучающие игры;

-организацию предметно-игровой среды;

-общение взрослого с детьми в процессе игры.

Решение педагогических ситуаций

Спасибо за участие!

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Цель: формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНРСюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР Что же такое сюжетно-ролевая игра? Каково ее значение в жизни ребенка? Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Городилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар «Сюжетно-ролевые игры как основа развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 21:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД