Получи документы

Семинар с элементами тренинга (для родителей детей подготовительной к школе группы) «У порога школы»

Юлия Юрьевна Солод
Семинар с элементами тренинга (для родителей детей подготовительной к школе группы) «У порога школы»

Цель: акцентировать внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребенка к школе, показать роль родителя в формировании этой сферы.

Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете, почему же так необходимо определить подготовленность ребенка в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу?

Публикация «Семинар с элементами тренинга (для родителей детей подготовительной к школе группы) „У порога школы“» размещена в разделах

У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих.

Но недостаточная подготовленность к обучению вовсе не является препятствием к обучению, важно только знать и учитывать эти особенности ребенка.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса ребенка, а также изменением ведущей деятельности, требует определенной психологической подготовленности ребенка к школе. Для дошкольника ведущий вид деятельности – ролевая игра. Однако в целом у ребенка к концу дошкольного возраста формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое и является предпосылкой подготовленности к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знаний, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус ребенка, он «хочет учиться».

Что привлекает ребёнка в школе? Как правило, особую привлекательность имеют внешние моменты школьной жизни : форма, портфель, тетради, учебники, сама школа, новые дети, новые друзья. Однако желания ребенка далеко не всегда совпадает с его возможностями, ведь изменение социального статуса ребенка и его нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития, т. е. ребенок должен быть готов понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения.

Развитие познавательных процессов определяет лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школе.

Нами была проведена диагностика готовности детей к школьному обучению, цель которой определить стартовые возможности будущих первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.

Для диагностики использовались классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Представленные методики позволяют установить:

– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;

интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);

– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на.», «меньше на.», представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

Часто затруднения у детей вызывали задания на :

• зрительно-моторную координацию («Продолжи узор»);

• логическое мышление («Заселение дома»);

• понятийное мышление («Диктант»);

• речевое развитие («Развитие устной речи»).

Основные «пробелы» в знаниях детей на сегодняшний день :

- дата рождения,

- И. О. родителей,

- пространственные отношения.

Не развита мелкая моторика рук.

Рекомендации по развитию познавательных процессов:

Одним из важнейших свойств является память. Память – это процесс сохранения и последующего воспроизведения личного опыта человека. Каждого ребёнка важно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала. Лучший способ тренировать память припоминать что-то. Например: задавать такие вопросы: сколько подъездов в вашем доме, какого цвета у мамы пальто, глаза и т. д. В качестве развивающих память упражнений можно рекомендовать запоминание отдельных слов, цифр, предметов, картинок. Интересны игры на запоминание пар слов, близких по смыслу. Написание под диктовку букв, рисование под диктовку геометрических фигур.

Мышление. Мышление – высший познавательный психический процесс, неразрывно связанный с речью и характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать – это значит, подготовить к успешному обучению. Занятия по развитию мышления таковы:

- сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между предметами;

- нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

- осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его).

- складывание целого из частей (разрезные картинки, пазлы);

- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

Речь. В целях развития речи:

- после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;

- развивать у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;

- учить детей доказывать своё мнение, выражать его;

- упражнять детей в построении выводов, рассуждений;

Разрабатывать навыки правильной чёткой речи можно с помощью скороговорок, чистоговорок. Разучивание стихотворений, игры - так же развивают память

Воображениев творчестве детей способствует расширению их реального жизненного опыта, накоплению впечатлений. Для развития воображения используют:

- составление рассказов с использованием определённых слов. Например : ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

- из нескольких слов составить разные рассказы, используя эти слова;

- завершение рассказа, детям предлагают начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…». Необходимо придумать продолжение рассказа;

- упражнение «незаконченные фигуры» дорисуй фигуру;

- упражнение «волшебные кляксы». До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных его частях.

Логика. Упражнения на развитие логики.

Всевозможные ребусы, головоломки, загадки. Игра «Что здесь лишнее». Набор картинок (посуда, мебель, овощи). Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало, конец, или середина рассказа). Перед ребёнком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отражённых в сюжете, составить рассказ.

Ответы на логические вопросы (ситуации).

- чем отличается чашка от стакана?

- почему снег бывает зимой, а не летом?

- как зовут маму вашей мамы?

- как называется место, где продают хлеб?

-когда ты завтракаешь – утром или вечером?

- сколько концов у двух палок?

Внимание. Для развития внимания можно порекомендовать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку.

Почаще предлагать детям следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», не пропуская ни одной. Упражнение «что перепутал художник», «найди отличие», «съедобное несъедобное». Предлагать различные упражнения типа «лабиринт». Предлагать детям повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами.

На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида действия на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому.

Мелкая моторика. Из-за плохой подвижности пальцев, недостаточной координации у детей, как правило, плохой почерк. Так же развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно делать какое-либо упражнение для развития мелкой моторики:

- катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики;

- разминать пальцами пластилин;

- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять как будто кулачок – бутончик цветка (утром проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);

- двумя пальцами (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой рукой, затем левой)

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- нанизывать крупные пуговицы, бусины на нитку;

- завязывать узлы на толстой верёвке, шнуре.

Что необходимо для формирования успешного ученика?

Педагог-психолог предлагает родителям рассмотреть иллюстрацию «Как вырастить ученика».

Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать, а его желание учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Это основа (корень) успешности (цветка) будущего ученика. Чтобы цветок зацвел – ученик был успешен в учебе – ему нужны мощный стебель и сочные листья, т. е. стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких. И помните, что успешность не всегда можно измерить оценками.

Многие великие люди – ученые и писатели – во время учебы получали низкие оценки по предметам тех областей знаний, в которых они позже добились успеха. Например, Ньютон ничем не выделялся, когда учился в школе, а затем в колледже. Успехи его были незаметными, средними, особенно ему не давались физика и математика. К тому же он был патологически ленив. Великий химик Д. Менделеев в школе учился на тройки, несколько раз поступал в университет, все время «заваливая» химию. Гимназист Н. Гоголь успевал по литературе только на «три», а за сочинение обычной его отметкой была двойка. А. К. Циолковского в свое время вообще выгнали из гимназии за неуспеваемость!

Упражнение «Ассоциация»

Цель: актуализировать детские чувства родителей, связанные со школой.

Инструкция: родителям предлагается вспомнить свою школу и постараться нарисовать первую ассоциацию, связанную с ней. Затем проводиться анализ ассоциаций (положительные или негативные).

Упражнение «Что мы говорим детям о школе

Цель: помочь родителям осознать образ школы, который они формируют у детей.

Инструкция: родителям предлагается записать 2-3 наиболее частых высказывания о школе, которые они адресуют своим детям. Затем они их обсуждают и пытаются понять, какой образ школы может сформироваться у ребенка под влиянием этих высказываний.

Упражнение «Ознакомление родителей с рисунками школы»

Цель: подвести родителей к сознанию уже сформированного у ребенка образа школы.

В обсуждении необходимо подвести родителей к осознанию необходимости формирования у детей адекватной мотивации к школьному обучению.

Рассмотрите рисунки ваших детей, проанализируйте, что выражает ребенок с своем рисунке, готов ли он идти в школу, есть ли тревога?

Упражнение «Экзамен»

Подводить родителей к осознанию влияния их слов на ребенка. Родителям предлагается пройти экзамен - вытащить билет и ответить на вопрос: «Что будет чувствовать ребенок после данного высказывания?» :

«Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет ещё лучше»

«Если ты сегодня хорошо выполнишь задание, я буду любить тебя ещё сильнее»

«Делай все так, чтобы мне за тебя не было стыдно»

«И как только ты в школе будешь учиться

«Когда я учился в школе, у меня тоже не все получалась сразу»

«Ты у меня лучше всех, будешь отличником!»

Упражнение «Делимся впечатлениями!»

Подведение итогов семинара.

Памятка «У порога школы»

Для успешной учебы в школе необходимо :

здоровье,

кругозор,

адекватная самооценка,

познавательный мотив,

желание учиться.

Предпосылки к сформированности учебной деятельности:

• ориентация на систему правил в работе,

• умение слушать,

• работать по образцу,

• выполнять инструкцию взрослого.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут:

ваше спокойное и радостное отношение к школе,

отсутствие завышенных требований к успехам ребенка,

оптимистичные рассказы о школе,

отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой,

развитый познавательный интерес к окружающему миру.

Семь заповедей для родителей

1. Четко определите для себя и постарайтесь объяснить ребенку стоящие перед ним цели и задачи, пути достижения желаемого. Узнайте мнение ребенка. Не забывайте: он проживает свою жизнь, а не повторяет жизнь родителей.

2. Объясняйте и требуйте кратко и корректно, не углубляясь в пространные и длинные примеры.

3. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

4. Укажите ребенку на ошибку. Дайте сразу же оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

5. Не принимайте воспитательных воздействий в состоянии раздражения, в плохом настроении.

6. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный шаг, обязательно объясняя, почему хвалите. Хвалите за хорошо сделанную работу.

7. В своих требованиях будьте твердыми, но добрыми и чуткими.

15 знаний ребёнка перед поступлением в школу :

1. Своё имя, отчество и фамилия.

2. Свой возраст и дата рождения.

3. Своя страна, город и домашний адрес.

4. Фамилия, имя, отчество родителей, их профессии.

5. Времена года, месяцы, дни недели.

6. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.

7. Тематический <словарь> : транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.

8. Пересказ народных сказок, некоторых произведений детских писателей.

9. Названия и различия геометрических фигур, ориентация в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).

10. Умение полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.

11. Способность запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов.

12. Разделение слов на слоги по количеству гласных.

13. Определение количества, последовательности и места звуков в слове.

14. Хорошее владение ножницами, карандашом: способность без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.

15. Счет от 1 до 15. Обратный счёт от 5 до 1. счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10.

Желаем Вам вырастить успешного ученика!

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе. Игры, развивающие речь ребёнка» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Квест для детей подготовительной к школе группы и их родителей Цель: всестороннее развитие детей и их родителей по различным направлениям (физическому, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Мастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Букет ромашек» для детей подготовительной к школе группыМастер-класс по объёмной аппликации с элементами рисования «Букет ромашек» для детей подготовительной к школе группы На нашей планете огромное количество разных цветов. Цветы с разными ароматами и разного цвета, отличных по форме и размеру. Для меня ромашка.

Мастер-класс «Принцесса» с элементами объемной аппликации для детей подготовительной к школе группыМастер-класс «Принцесса» с элементами объемной аппликации для детей подготовительной к школе группы Мастер- класс "Принцесса" с элементами объемной аппликации для детей подготовительной к школе группы. Данный мастер-класс предназначен.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Новогодняя викторина «Зимние сказки» для родителей и детей подготовительной к школе группыНовогодняя викторина «Зимние сказки» для родителей и детей подготовительной к школе группы В ходе новогоднего утренника по мотивам сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» складывалась ситуация превращения рукодельницы Настеньки.

Родительское собрание для подготовительных групп «У порога школы»Родительское собрание для подготовительных групп «У порога школы» Цель: Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей подготовительной группы к школе. Задачи: Дать родителям.

Сценарий спортивного праздника «Семейные старты» для детей и родителей подготовительной к школе группыСценарий спортивного праздника «Семейные старты» для детей и родителей подготовительной к школе группы Задачи: 1. Осуществлять преемственность между детским садом и семьёй по физическому развитию. 2. Доставить детям радость, удовольствие от.

Силуэтная аппликация с элементами рисования «Веселые ладошки» для детей подготовительной к школе группыСилуэтная аппликация с элементами рисования «Веселые ладошки» для детей подготовительной к школе группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе. Открытое занятие. Силуэтная аппликация с элементами.

Занятие для родителей с элементами тренинга «Калейдоскоп родительской мудрости. Как помочь ребёнку преодолеть трудности» Цель: способствовать повышению грамотности родителей по вопросам воспитания и развития детей. Задачи: - способствовать расширению, углублению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар с элементами тренинга (для родителей детей подготовительной к школе группы) «У порога школы»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 13:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар с элементами тренинга (для родителей детей подготовительной к школе группы) «У порога школы»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрьевна Солод на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД