Лучший педагог года

Семинар «Предметно-развивающая среда»

Анжелика Приходько
Семинар «Предметно-развивающая среда»

Предметно – развивающая среда

1 слайд

• «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова)

• в дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»

2 слайд

Публикация «Семинар „Предметно-развивающая среда“» размещена в разделах

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности.

3 слайд

Группа должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

Вариативность среды предполагает :

• наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

4 слайд

Функции предметно-пространственной среды

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

5 слайд

Функция педагога

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.

6 слайд

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

5. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

7 слайд

Предметно-развивающая среда в младшей и средней группе

Дети младшего возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.

8 слайд

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

9 слайд

Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению

10, 11, 12, 13 слайд

Сюжетно-ролевая игра

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

14, 15, 16, 17 слайд

Уголок творчества

Творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение.

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков. Здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.

18, 19, 20, 21 слайд

Формирование элементарных математических представлений

Выполняет следующие задачи:

• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности

• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми

22, 23, 24, 25 слайд

Развитие речи

Включает в себя разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка

26, 27, 28, 29 слайд

Физкультурный уголок

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповых комнат. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В коробках собран физкультурный инвентарь, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.

30, 31, 32, 33 слайд

Книжный уголок

В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.

34, 35, 36, 37 слайд

Природный уголок

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников, средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В нем подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, имеется необходимое оборудование.

42, 43, 44, 45 слайд

Уголок экспериментирования

Здесь расположена лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения, предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Экспериментальные занятия вызывают у детей неподдельный интерес, восхищение собственными открытиями, желание активно и грамотно познавать окружающее, при этом, не нанося вреда природе.

38, 39, 40, 41 слайд

Уголок краеведения

Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России

46, 47, 48, 49 слайд

Музыкальный уголок

Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.

50, 51, 52, 53 слайд

Уголок конструирования

Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. Занимаясь строительством у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки.

54, 55, 56, 57 слайд

Уголок Правила Дорожного Движения

Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни

58, 59, 60, 61 слайд

Театральный уголок

Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.

62 слайд

Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Предметно - развивающая среда создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.

63 слайд

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Семинар практикум по введению ФГОС до в ДОУ (1–2 часть) Семинар-практикум : «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» составлен.

Семинар-практикум по введению ФГОС в ДОУ Семинар-практикум : «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» составлен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Предметно-развивающая среда»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 16:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Предметно-развивающая среда»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Приходько на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД