Лучший педагог года

Семинар-практикум «Театральный калейдоскоп»

Елена Лойко
Семинар-практикум «Театральный калейдоскоп»

План семинара-практикума :

1. Знакомство педагогов с темой семинара-практикума (выступление старшего воспитателя).

2. Блицопрос для воспитателей «Что мы знаем о театре».

3. Виды театров. Роль театра в воспитании детей (выступление старшего воспитателя).

Публикация «Семинар-практикум „Театральный калейдоскоп“» размещена в разделах

4. Театрализованная деятельность в детском саду (виды театрализованных игр и их особенности, организация театрализованной деятельности) (работа в мини-группах, обмен опытом).

5. Практическое задание «Как сделать лэпбук на тему театра» (совместная деятельность).

6. Домашнее задание «Разыгрываем одну сказку с помощью разных видов театров».

7. Подведение итогов семинара-практикума.

Ход мероприятия:

Звенит третий звонок. Конферансье (старший воспитатель) приглашает участников семинара-практикума занять свои места в зале.

После чего приветствует всех и объявляет тему мероприятия.

Текст выступления старшего воспитателя:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир театра и поговорим о значении театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. И для этого у нас есть основная причина – Год театра в России.

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Современный театр предлагает нам многообразие постановок. Что такое театр? (Педагоги дают определение театру своими словами.) Вы правы, театр – это и учреждение культуры, и место для зрелищ, и род искусства.

В переводе с греческого театр (theatron – место для зрелищ, зрелище) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Так как дальше мы будем говорить только о театре и о том, что с ним связано, предлагаю небольшую разминку – блицопрос «Что мы знаем о театре».

Блицопрос «Что мы знаем о театре»

Вопросы об устройстве театра

1. Как называются места в театре, где сидят зрители? (Зрительный зал.)

2. Как называется место, где выступают актеры? (Сцена)

3. Пространство сцены между занавесом и зрительным залом – это.? (Авансцена.)

4. Как называются места в зрительном зале, которые расположены уступами за партером? (Амфитеатр.)

5. Как называется осветительная аппаратура у переднего края сцены? (Рампа.)

6. Специальное помещение для оркестра в театре, которое находится перед сценой, – это? (Оркестровая яма.)

7. Место, где актеры надевают костюмы и гримируются, называется? (Гримерка.)

8. Как называются вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля? (Реквизит.)

9. Что помогает актерам вжиться в роль своего героя? (Грим, костюм, парик.)

10. Приспособление, которое отделяет сцену и зрительный зал в театре, – это? (Занавес.)

11. Как называется объявление о спектакле? (Театральная афиша.)

12. Из какого документа можно узнать название спектакля, фамилии автора пьесы, режиссера, актеров, которые исполняют роли? (Программка.)

13. Несколько произведений, которые исполняются в театре, – это? (Репертуар.)

14. Как называется актерский состав театра? (Трупа.)

15. Как называется процесс работы над спектаклем или отдельной его сценой, когда актеры находятся на сцене? (Репетиция.)

16. Как называется перерыв между действиями спектакля? (Антракт.)

17. Спектакль, который все зрители видят впервые, называется.? (Премьера.)

18. Какой шум во время спектакля самый приятный для артистов? (Аплодисменты.)

Вопросы о театральных профессиях

1. Кто исполняет роль на сцене театра? (Актер.)

2. Кто подбирает для актеров костюмы? (Костюмер.)

3. Кто гримирует актеров перед спектаклем? (Гример.)

4. Кто пишет сценарий для спектаклей? (Сценарист.)

5. Кто пишет музыку для спектаклей? (Композитор.)

6. Кто готовит декорации к постановкам? (Декоратор.)

7. Кто занимается постановкой спектакля? (Режиссер.)

8. Кто следит за ходом спектакля, игрой актеров и в случае необходимости подсказывает слова роли актерам? (Суфлер.)

Вопросы об истории театра

1. В какой стране родилось высокое искусство театра, на основе которого возник европейский театр? (В Древней Греции.)

2. Что стало прообразом театра на Руси? (Обрядовые игры.)

3. Как назывались первые профессиональные артисты на Руси? (Скоморохи.)

4. Когда появился первый в России царский театр и при каком царе? (В 1672 году при царе Алексее Михайловиче.)

5. Каким был первый русский профессиональный театр? (Придворным и входил в число потех царя.)

6. Кого называют отцом русского театра? (Федора Григорьевича Волкова.)

7. Первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия – это? (Пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросоль».)

8. Какой театр, из ныне действующих, является старейшим театром в России? (Ярославский академический драматический театр имени Ф. Г. Волкова.)

9. Какой театр в 1898 году создали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко? (Московский Художественный театр.)

10. Как сейчас называется Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова? (Мариинский театр)

Виды театров. Роль театра в воспитании детей

Текст выступления старшего воспитателя:

Как мы уже говорили в начале, театр любят и дети, и взрослые. Театры бывают разные : театр абсурда, авторский театр, балет, театр зверей, кукольный, театр одного актера, театр пародии, театр теней, уличный театр и другие. Также есть детский театр, где в спектаклях играют дети. Например, Детский музыкальный театр «Время» имени Виктора Резникова. А есть театр для детей, например, Театр юного зрителя – профессиональный театр для детской аудитории. Также существует огромное количество театральных кружков и студий, в том числе на базе детских садов, которые по силе воспитательного воздействия не уступают профессиональным театрам. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. О театре как средстве воспитания давно говорили многие великие люди. Какие высказывания о театре вы знаете?

Афоризмы о театре

«Жизнь – это театр, а люди в нем актеры». Д. Б. Шоу

«Театр – не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». В. В. Маяковский

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге». Вольтер

«Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов». А. Герцен

«Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Н. В. Гоголь

Театрализованная деятельность в детском саду

(работа в мини-группах, обмен опытом)

Занятия театрализованной деятельностью в детском саду имеют большое значение для развития детей. Они позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображают разные характеры, поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость, доброту. Выступления перед аудиторией формируют у детей уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. При этом «выход к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев из знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют в создании декораций, оформлении сцены.

Кроме того, театрализованная деятельность может помочь педагогу оценить эмоциональное состояние ребенка, его личностные особенности. Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно многое увидеть: как они идут на контакт с другими детьми, как чувствуют себя в ситуации, когда что-то пошло не по сценарию или не получилось, какие выбирают роли. Таким образом, с помощью театрализованной деятельности можно решать комплекс взаимосвязанных задач по всем направлениям развития детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. Предлагаю вам разделиться на пять мини-групп в соответствии с образовательными областями и написать на листе бумаге задачи, которые можно решить посредством театрализованной деятельности.

Педагоги делятся на пять мини-групп и записывают задачи по каждой образовательной области, которые они решают посредством театрализованной деятельности. Затем по очереди озвучивают то, что записали, и обсуждают.

Виды театрализованных игр и их особенности

Текст выступления старшего воспитателя:

Театрализованная игра имеет свою структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роли, ролевое взаимодействие, правила. Какая еще игра имеет такую структуру? (Педагоги отвечают – сюжетно-ролевая игра.) Совершенно верно. Однако между этими играми есть отличия.

В театрализованных играх дети используют сюжеты из сказок, рассказов, которые они хорошо знают, а в сюжетно-ролевых играх они отражают события, явления, которые окружают их в реальной жизни. Кроме того, в театрализованной игре есть продукт детской деятельности – инсценировка или спектакль. Сюжетно-ролевая игра такого продукта не имеет.

Есть два вида театрализованных игр : режиссерские игры и игры-драматизации. Для каждого вида характерны свои особенности. Посмотрите на слайд.

(На слайде педагоги видят только описание игр.) Определите, что относится к режиссерской игре, а что характерно для игры-драматизации.

Чем отличаются режиссерские игры от игр-драматизаций

Режиссерские игры

1. Роли героев исполняют игрушки или их заместители

2. Содержание игры придумывает ребенок, сам организует игру, управляет игрушками-артистами

3. Ребенок комментирует сюжет и озвучивает героев с помощью разных средств вербальной выразительности

4. Виды режиссерских игр могут быть разными. Это зависит от видов театров, которые есть в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (например, бибадо, пальчиковый, марионеток)

Игры – драматизации

1. Роль исполняет ребенок

2. Содержание игры определяет литературное произведение

3. Ребенок воссоздает образ своего героя с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, элементов костюма, атрибутов

4. Виды игры-драматизации: игры-имитации образов литературных персонажей, животных, взрослых из ближайшего окружения и не только; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; ролевые диалоги по тексту произведения; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

Педагоги обсуждают в мини-группах, а затем озвучивают, что характерно для режиссерской игры и игры-драматизации.

Организация театрализованной деятельности в группах

Текст выступления старшего воспитателя:

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности велика. Но велики и трудности, с которыми приходится сталкиваться. В первую очередь это загруженность, когда на творчество не остается времени. Однако театрализованную деятельность можно включать во все режимные моменты: самостоятельную деятельность дошкольников, организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время.

Предложите педагогам поделиться опытом, в какие режимные моменты в своей группе они включают элементы театрализованной деятельности.

Текст выступления старшего воспитателя:

Есть еще одна проблема – многие педагоги и родители недопонимают значение театрализованной деятельности для развития дошкольников. Зачастую в детском саду и семьях воспитанников знакомство с театром осуществляется бессистемно, носит поверхностный характер.

В связи с этим участие в театрализованной деятельности детей происходит без специальных знаний. Часто родители не поддерживают начинания педагога в этом направлении. Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому привлекайте родителей воспитанников к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. Некоторые родители смогут получить ответ на вопрос: «Почему мой ребенок не исполняет главную роль?» О значении театра в воспитании детей рассказывайте родителям на консультациях. Оформляйте стенды с рекомендациями, какой спектакль родители могут посетить с детьми. Потом обязательно обсуждайте с ребенком, что он увидел в театре, что ему понравилось.

Практическое задание «Как сделать лэпбук на тему театра»

(совместная деятельность)

Текст выступления старшего воспитателя:

Чтобы организовать с детьми театрализованную деятельность, поддерживать интерес к ней, в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда: театральный уголок, уголок ряжения.

В каждой группе должны быть разные виды театров с учетом возраста детей и соответствующее оборудование (куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи, ширмы, различные декорации, элементы костюмов).

Сегодня Наталия Владимировна представит вам пособие, которое поможет познакомить детей с разными видами театров, устройством театра и сцены, правилами поведения в театре, театральными профессиями. Это лэпбук – интерактивная детская папка-раскладушка, папка-копилка, папка-сокровищница, которую можно сделать своими руками. Лэпбук украсит группу, поможет на тематических занятиях, займет детей в свободное время

Наталия Владимировна рассказывает, из чего состоит лэпбук на тему театра, как его можно сделать.

Текст выступления старшего воспитателя:

А теперь предлагаю вам выполнить творческое задание – сделать макет лэпбука на тему театра для детей своей группы. В этом вам помогут материалы на столах. При выборе наполнения лэпбука учитывайте возраст, круг представлений, знаний и интересов дошкольников.

Участники семинара оформляют макет лэпбука, после чего презентуют его остальным педагогам. Важное условие – рассказать, как лэпбук можно использовать в работе с детьми.

Домашнее задание «Разыгрываем одну сказку с помощью разных видов театров»

Текст выступления старшего воспитателя:

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, нужно показывать им личный пример. Педагог должен сам уметь вживаться в разные роли, использовать разные виды театров на занятиях. Сейчас вы сможете оценить творческие способности

Педагоги каждой группы разыгрывают одну и ту же сказку с помощью разных видов театров.

Затем вместе обсуждают, что было сделано хорошо, а где были допущены ошибки.

итоги семинара

Текст выступления старшего воспитателя:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами убедились, что театрализованная деятельность затрагивает все направления развития детей. С ее помощью можно организовать интересную самостоятельную деятельность дошкольников, сделать увлекательными занятия, вовлечь родителей в образовательный процесс. Надеюсь, что вы сделали выводы и полны творческих идей. Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр» :

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, Кот Базилио, Алиса.

Легко меняются герои, маски. Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратиться в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребенок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о развлечении для детей младшей группы «Театральный калейдоскоп»Фотоотчёт о развлечении для детей младшей группы «Театральный калейдоскоп» Попова Валентина Вот и заканчивается очередной учебный год. Подросли мои малыши, многому научились. За год мы с ними провели множество праздников.

Репортаж о проведении конкурса «Театральный калейдоскоп»Репортаж о проведении конкурса «Театральный калейдоскоп» В апреле 2019 года, в нашем детском саду, был объявлен творческий конкурс «Театральный калейдоскоп». Целью которого, было раскрыть творческие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар — практикум «Карельские посиделки»Семинар — практикум «Карельские посиделки» На базе нашего детского сада провели семинар - практикум «Карельские посиделки», в котором принимали участие дети подготовительной группы,.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум «Умение слышать и слушать» Семинар – практикум" Умение слышать и слушать""Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Без умения слушать и слышать полноценное.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум «Театральный калейдоскоп» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Лойко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Театральный калейдоскоп»
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 17:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД