Получи документы

Семинар-практикум «Особенности работы педагогов с тревожным ребёнком»

Елена Игоревна Банщик
Семинар-практикум «Особенности работы педагогов с тревожным ребёнком»

Семинар-практикум для педагогов на тему

«Особенности взаимодействия с тревожными детьми»

Цель: формирование у педагогов ДОУ представления об основных направлениях и методах профилактики и коррекции тревожности у дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «тревожность» и причинами её возникновения.

2. Раскрыть психологические особенности тревожных детей.

Публикация «Семинар-практикум „Особенности работы педагогов с тревожным ребёнком“» размещена в разделах

3. Оказать помощь в выявлении тревожных детей, представить направления работы по снижению детской тревожности.

4. Обучение эффективным способам взаимодействия педагога с тревожным ребёнком.

Предварительная работа:

1. Подготовка презентации, подбор оборудования для проведения семинара-практикума.

2. Оформление методических рекомендаций для педагогов.

3. Подбор и оформление картотеки игр с тревожными детьми.

План проведения:

1. Приветствие. Упражнение «Поздоровайся необычным способом»

2. Психологическая разминка. Игра «Сто мячей»

3. Вступительная часть.

4. Информационная справка «Что такое тревожность».

5. Практическая работа:

1 подгруппа – упражнение «Словесный портрет тревожного ребёнка»;

2 подгруппа – упражнение «Портрет тревожного ребёнка».

6. «Педагогическая копилка».

Обсуждение с педагогами информации в приложениях:

А) «Как выявить тревожного ребёнка»;

Б) «Как играть с тревожным ребёнком»;

В) Анкета «Признаки тревожности».

7. Информационная справка «Как помочь тревожному ребёнку».

Проигрывание с педагогами упражнений способствующих снятию тревожных проявлений у воспитанников.

8. Заключительная часть.

Игра «Гусеница».

9. Рефлексия мероприятия.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поздороваемся необычным способом.

1. Приветствие «Поздоровайся необычным способом».

Цель: зарядить группу энергией, проявить фантазию.

Содержание: упражнение проводится в круге. Каждый из участников по очереди здоровается со всеми своим способом. Остальные повторяют движение.

2. Психологическая разминка.

Игра «Сто мячей».

Цель: развитие распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Содержание: Одно из главных условий – играть молча. Все участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допускать падения на пол.

3. Вступительная часть.

Начать нашу встречу я хотела бы такими словами:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити,

Словно стена без дверей и окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили. поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Мы продолжаем с вами говорить о категории, так называемых, «трудных детей». На предыдущей встрече мы говорили о детях, склонных к агрессии. Сегодня мы поговорим о тревожных детях.

4. Актуальность.

Информационная справка «Что такое тревожность».

Цель: познакомить с понятием ситуативной и общей тревожности; объяснить соотношение понятий «тревога» и «тревожность», «боязнь» и «страх», периодизацией страхов у детей.

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».

Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов»

Эти два термина часто смешивают, однако, это совсем неидентичные термины. «Тревога» - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах и т. п. Однако помимо физиологических существуют и поведенческие проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы.

Мобилизирующая Расслабляющая

(дает дополнительный импульс) (парализует человека)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще — во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте.

Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Причины возникновения тревожности.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта.

Он может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.

Хочу обратить особое внимание на то, что очень часто появление данного свойства личности связано с нарушением детско-родительских отношений.

Обратная связь. Испытывали ли Вы сами чувство тревоги? Что чувствовали в такие моменты? Есть ли у вас в группах тревожные дети?

5. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»

Материалы и оборудование: столы, 2 ватмана, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, магниты, магнитные доски.

Педагоги разбиваются на 2 группы: одна подгруппа составляет словесный портрет тревожного ребенка, обсуждая, какие качества и свойства поведения, мимика, жесты ему характерны, вторая подгруппа изображает сам портрет тревожного ребёнка.

По истечении 5 минут групповой работы портрет и ватман с характеристиками вывешивается на магнитной доске.

Портрет тревожного ребенка

Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

-Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.

-Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности.

-У них высокие требования к себе, они очень самокритичны.

-Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

-Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

6. «Педагогическая копилка».

Памятка «Как выявить тревожного ребенка» (Приложение 1)

Опытный воспитатель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на улице, в общении с другими детьми.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение, зажим (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Памятка «Как играть с тревожными детьми».

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, так как состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Штанга”, “Винт”, “Водопад” и др.

Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: “Подарок под елкой”, “Драка”, “Сосулька”, “Шалтай-Болтай”, “Танцующие руки”.

В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры “Дракон”, “Слепой танец”, “Насос и мяч”, “Головомяч”, “Гусеница”, “Бумажные мячики”.

Игры “Зайки и слоны”, “Волшебный стул” и др., способствующие повышению самооценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

Анкета «Признаки тревожности» (Приложение 2)

7. Информационная справка «Как помочь тревожному ребёнку».

Работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех основных направлениях:

1. Повышение самооценки ребенка;

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Рассмотрим подробнее каждое из направлений.

1. Повышение самооценки ребенка.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта». Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:

-Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

-Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).

-При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.

-Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

-Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», «Похвалилки», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

Работа по повышению самооценки — это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.

Игротренинг. Упражнение «Щепки на реке».

Цель: эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе, развитию уверенности в себе.

Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это — берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь.

Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Обучить ребёнка расслаблению – не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать и т. д., но что значит расслабиться – это им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем: после сильного напряжения мышц следует их расслабление.

Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

Использование элементов самомассажа, различных дыхательных упражнений и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения.

Игротренинг. Упражнение «Шалтай - Болтай».

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Содержание: участники под первые четыре строки стихотворения поворачивают туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняют корпус тела вниз. Упражнение выполняется под музыку.

3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра и театрализация.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической, относиться к нему как к менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако, когда речь идёт о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Желательно избегать игр состязательного характера, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Лучше сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

8. Заключительная часть.

В заключении нашей встречи я хочу предложить ещё одно интересное упражнение, направленное на формирование чувства доверия и уверенности в себе.

Игра: «Гусеница».

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнерам друг друга не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Оборудование: мячи (воздушные шары) для каждого участника команды.

Содержание: «Мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей, и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочки участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обратная связь Какая игра понравилась? Почему? Какие эмоции испытывали, когда участвовали в игре?

9. Рефлексия мероприятия.

Бланки для участников семинара-практикума содержит следующие вопросы:

1) Чем полезна для Вас эта встреча?

2) Какие приемы Вы будете использовать при общении с детьми вашей группы?

3) Ваши предложения.

Приложение 1

«Педагогическая копилка»

Памятка «Как выявить тревожного ребенка».

Опытный воспитатель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на улице, в общении с другими детьми.

П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение, зажим (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Памятка «Как играть с тревожными детьми».

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Приложение 2

Анкета «Признаки тревожности»/b]

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком»Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком» Тревожность – это беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Детская тревожность очень часто вызывается неизвестностью,.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум «Особенности работы педагогов с тревожным ребёнком» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Игоревна Банщик на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Особенности работы педагогов с тревожным ребёнком»
Опубликовано: 13 апреля 2023 в 15:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД