Папки-передвижки

Семинар-практикум «Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ»

СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА
Семинар-практикум «Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ»

«Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте;

систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

Публикация «Семинар-практикум „Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ“» размещена в разделах

уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

План:

1. Понятие «подготовка к обучению грамоте»

2. Основные термины.

3. Звуковой анализ слов.

4. Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

5. Минивикторина.

1. Понятие «подготовка к обучению грамоте», задачи.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? (ответы педагогов)

Грамота - в Энциклопедическом словаре: Грамота - (от греч. grammata - чтение и письмо) - 1) умение читать и писать.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.

Исходя из этого определения, применительно к ДОУ, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

По утверждению Л. А. Венгера и С. В. Мухиной: «…дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладение письменными форматами речи (чтением и письмом).

Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т. д. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения.

При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Вопрос для обсуждения:

1) Так что же включает в себя подготовка к обучению детей грамоте в ДОУ? (развитие фонематических процессов, обучение первоначальному чтению, печатание букв, работа по развитию связной речи, подготовка руки к письму)

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:

знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;

знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;

знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;

научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, сопоставлять слова по звуковому составу;

научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;

научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: достаточный уровень развития фонематического слуха и навыка звукового анализа и синтеза (он лежит в основе профилактики дисграфии и дискексии, четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание, знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и прочее.

Педагогам необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Торопливость на данном этапе не уместна. Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными трудностями для ребенка в школе.

Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить ребенка к серьезному последующему обучению навыкам чтения и письма.

2. Основные термины.

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

Вопросы для обсуждения:

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (Звук или сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха).

- Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, связанных по смыслу)

3. Звуковой анализ слов. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) :

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т. д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

Последовательность предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (работа).

Для звукового анализа подбираются слова, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, логопед должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т. д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

4. Рассмотрим организацию фронтальных занятий по обучению элементам грамоты учителя-логопеда.

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Здесь полезно включать элементы психогимнастики, повторять знания о временах года,днях недели и тд. Напр. сядет тот кто назовет день недели и тд.

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т.

3. .Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной, мелкой моторики и развитие речевого дыхания. Подготовка для постановки звуков

4. Объявление темы занятия.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков. В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

(Работа с карточками звукоподражания, загадки. игры «4 лишний» и тд.)

5. Акустико-артикуляционный образ звука

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;

- уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;

- звуки обозначаются цветными символами. Хоровое и индивидуальное произнесение звука. Наблюдение за артикуляцией перед зеркалом

5. Связь звука и буквы.

Цель: определить связь звука с его графическим образом

Дети рассказывают на что похожа буква. Рассматривание обводка. печатание,выкладывание из палочек и тд.)

6. Развитие фонематического слуха

Игра «Хлопай не зевай»

Или называют выставленные картинки на доске и выбирают с заданным звуком и тд.

7. Физкультминутка.

Целесообразно использование элементов кинезиологических упражнений. Цель: в снятии усталости напряжения;

- во внесении эмоционального заряда;

- в совершенствовании общей моторики;

- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

8. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме

8.1 Закрепление звука в слогах.

проводится звуковой анализ звукосочетаний напр. ау,оа и т. д.)

8.2. Закрепление звука в словах

Цель: совершенствовать навык определения места звука в словах. Игра «Домик» «Звуковая птичка» Деление слов на слоги,выкладывание схемы.

Звуко- буквенный анализ слов

Работа в тетрадях. Печатание.

8.3. Закрепление звука в предложениях

Составление предложений со словами. Работа со схемой предложения

8.4. Закрепление звука в тексте

(повторение чистоговорок за логопедом)

9. Итог. Подводится итог занятия. Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным и т. д.

5. Далее педагогам предлагается минивикторина.

Вопросы:

Задание 1

А

Чем отличается звук от буквы?

Назовите всегда мягкие согласные звуки.

Изобразите руками буквы С, Х, У, Б.

Назовите количество букв в слове деньги.

Поделите слово парикмахерская на слоги.

Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .

Назовите родственные слова к слову «игра».

Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

Б

Чем отличается согласный звук от гласного.

Назовите всегда твердые согласные звуки.

Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.

Назовите количество звуков в слове якорь.

Сколько слогов в слове электричество?

Продолжите ряд: лев – львенок, бык- ….

Назовите родственные слова к слову «звук».

Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.

Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.

Задание 2

Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме.

А калина

Б кепка

Задание 3

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

А мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

Б кит, пила, петух, окно, каток, молоко, книга, радуга, луг, бинт.

Литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников -СПб. : Детство-Пресс,2004

2. Гризик Т. И. ,. Тимощук Л. Е «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006

3. Журова Л. Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – Издательство: Вентана-Граф Год издания: 2010 г

4. Кулешова Л. А. «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005

5. Костылева Н. Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 6-7 лет», Москва «АСТ» 2017г.

6. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М. : Просвещение, 2006

7. Ткаченко Т. А. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М., 2003.

8. Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Конспект НОД по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе «Звуки [д] — [т]» Цель: Закрепить навыки чёткого произношения и различения звуков [д] - [т]. Учить детей дифференцировать звуки (т-д) в слогах, словах..

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Открытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группеОткрытое занятие по подготовке детей к изучению грамоты по лексической теме «Огород. Овощи» в подготовительной группе Лексическая тема: "Огород. Овощи. "Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум «Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА ПАУНЬКИНА на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Особенности ООД по подготовке к обучению дошкольников элементам грамоты в ДОУ»
Опубликовано: 31 января 2021 в 22:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД