МААМ-картинки

Семинар-практикум «Народные подвижные игры, забавы Вятского края»

Светлана Кошкина
Семинар-практикум «Народные подвижные игры, забавы Вятского края»

Народные подвижные игры, забавы Вятского края.

Народными называют игры фольклорного происхождения. Их никто не придумывал специально, не разрабатывал. Эти игры родились в глубинах народной жизни, выросли на почве городского и сельского быта. Самые ранние формы художественного творчества в истории человечества – обрядовая поэзия и заговоры – основаны на игре. К игровым формам фольклора относятся и хороводы, и народная драма, детские потешки, дразнилки, скороговорки, загадки. Они знакомят нас с бытом наших далеких и близких предков, воспроизводят картинки праздников и будней. В народных играх четко прослеживается деление мира на добро и зло.

Публикация «Семинар-практикум „Народные подвижные игры, забавы Вятского края“» размещена в разделах

На Вятке каких то особых игр не было. Но разновидностей, особенностей игр существовало множество. В одну и ту же игру на Вятке играли не так, как, скажем на Двине, и название этой игры было иное.

Коллеги, а вы любите играть в игры? Нет ни одного человека, который бы никогда не играл хоть в какую-нибудь игру.

Детские игры не забываются. Часто бывает – вроде и не так прошло событие, а в памяти уже ничего не осталось. О детстве этого не скажешь. Игры, забавы, проказы запоминаются на всю жизнь.

Хотя и обратили мы в последнее время взор на собственное прошлое, многое оказалось утраченным: старинные обряды, праздники, обычаи…

Знать, помнить свои корни должен каждый культурный человек. Надо по возможности восстанавливать народные сокровища.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «казакам-разбойникам«. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

И сегодня мы с вами поговорим о народных подвижных играх нашего Вятского края. Народная игра доступна всем, не требует особой подготовки.

Многие существующие виды спорта родились как раз из древних народных игр: бокс – из кулачных поединков, русский хоккей – из игры под названием котел, фехтование – из палочных боев. Наши дедушки и бабушки, мамы и папы в своем детстве тоже любили играть в разные игры. И в большинство игр, вы с ребятами играете и сейчас.

Игра – это в основном групповое действие. В ней ставится цель, есть победители и побежденные. А еще на Вятке были забавы и ристания. Забавы – это развлечения, развлекающиеся обычно стараются выполнить что – то лучше других.

«Репка»

Один ребенок выбирается репкой и садится на корточки в центр круга. Другого ребенка выбирают мышкой, он вне круга. Очень хорошо, что в эту игру могут играть даже самые маленькие дети. Ребята начинают водить хоровод вокруг репки и петь такую песенку:

«Репка, репонька!

Расти крепонька!

Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста!»

Пока поется песенка репка «растет», то есть постепенно поднимается. Как только песня спета, мышка начинает ловить репку, а репка убегает. При этом стоящие в кругу дети могут мешать или помогать и мышке и репке – как захотят. Когда мышка поймает репку, можно выбрать новых участников.

Одна из самых распространенных беговых игр – «лепки (ляпки, ляпы, квач)». Водящий старается поймать кого-либо из игроков или хотя бы дотронуться до него рукой и сказать: «На тебе лапку, отдай другому». Также наши дедушки и бабушки играли в похожую игру, которая называлась «С леса на лес». В нее играют там, где наложено много бревен или растет много деревьев. Водящий также догоняет игроков, а те, стараясь избежать ляпа, могут встать на бревно или прислониться к дереву и сказать: «Чур на дереве». Но долго там находиться не разрешается, игроки должны все время перебегать. В Вятском крае популярнейшей игрой были «огарыши (разбегиши)». На Руси её ещё называли "горелки". Игра несложная, но веселая и интересная. Участники разбиваются на пары. Кому пары не досталось, то становится горельщиком, на Вятке называли огарышем. Пары выстраиваются друг за другом, огарыш встаёт впереди, шага на 2-3 от первой пары, спиной к ним. Все хором запевают:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

При последних словах игроки задней пары разъединяют руки и бегут вперед. Справа и слева, огибая стоящие пары. Их задача снова соединиться впереди огарыша. А тот пытается поймать одного из бегущих. Если ему это удается, он образует новую пару, а непойманный становится огарышем.

«Прятки» одна из любимых ребячьих игр. На Вятке они назывались прятаницы, успрятушки. Похожая игра была у вятских детей и называлась «12 палочек». Разница в том, что перед началом игры на большой камень кладут доску, чтоб один её конец лежал на земле. На него складывают горкой 12 палочек. Кто-либо из игроков сильным ударом ноги бьёт по противоположному концу доски. Палочки взлетают вверх, а игроки разбегаются и прячутся. Водящий торопится собрать палочки, кладет на край доски и идет искать спрятавшихся.

«Прорываты». Ребята двумя шеренгами выстраиваются друг против друга и крепко сцепляются руками. Затем из каждой шеренги по очереди выкликивают какого-нибудь игрока. Названный бежит к противоположной шеренге и старается прорвать живую цепь. Если это ему удается, он уводит в свою команду любого на выбор игрока, если нет – сам остается в чужой команде. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок в какой-либо команде.

Также на Вятке играли в известную сегодня игру «У медведя во бору». Один игрок изображает медведя, другие идут к нему в бор, припевая:

При последних словах медведь кидается ловить детей.

Игра «Казаки-разбойники» - это, по сути, детское многоборье, ведь казак и разбойник должны бегать, ловко ползать, маскироваться на местности, лазать по деревьям, преодолевать различные препятствия. Сейчас кое-где играют в эту игру, но по упрощенным правилам. В начале определяются границы, затем дети делятся на две команды. Разбойники прячутся, а казаки выбирают место для темницы. Затем ловят разбойников. Разбойника надо не просто задеть, а обхватить и привести в темницу. У пойманного разбойника есть шанс освободиться. Если какой-нибудь разбойник осалит казака, то тот обязан освободить пленника. Только когда все разбойники оказывались в темнице, игра заканчивалась.

Была такая игра: «котлы» или «цари». В основном в нее играли девочки. И сейчас повсеместно играют в нее – это обычные классики. «Ужище» – это еще одна игра для девочек. Так в наших краях в старину называли обычные прыжки через веревочку.

«Баба сеяла горох» – незатейливая игра маленьких девочек. Они образуют круг, а в центре водящий. Все вместе поют и делают то, что показывает «баба» - водящий.

Баба сеяла горох.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Обвалился потолок.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села, поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку.

В игру «трубочки» тоже играли в основном девочки. Двое, встав, спинами друг к другу, брались вверху за руки и начинали «виться». Упражнение само по себе трудное, но девочки умудрялись при этом еще и напевать:

Вьётся ли, вьётся ли трубочка

Вьётся ли, вьётся ли серебряная.

Игра продолжалась до тех пор, пока руки не раскрепит кто-то, или не упадет закрутившись.

В игре «растеряха» дети становились в ряд, держа друг друга за руки, образуя цепь. Стоящий впереди, начинал бежать в разных направлениях, увлекая за собой других. Те дети, которые расцеплялись или падали выбывали из игры.

Игры с мячом существовали с древних времен. Сначала во всех играх мяч кидали и отбивали рукой. Но кто то подметил, что мяч, подбитый палкой летит дальше. И появилась лапта – деревянная лопаточка, которой очень ловко можно было послать мяч вдаль. По этой лопаточке и сама игра стала называться «лаптой». Игроки делятся на 2 команды. Игроки одной команды выбивают битой-лаптой мяч как можно дальше и во время полёта бегут через поле игры и обратно, игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, дает команде 1 очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

Игр с палками существовало не так уж много, но некоторые известны по сей день. Больше всего повезло «городкам». Это единственная из старинных игр, которая достигла спортивного уровня.

Игра в "городки" заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния. Для игры в городки используются 15 фигур.

На Вятке эту игру называли "рюхи" или "деревянные бабки".

Самая любимая и массовая забава на Вятке – катание с гор. Для катания использовались санки, салазки, ледянки и даже старые корыта. На реке или озере делали кружала. Расчищали от снега широкое пространство, в центр вмораживали толстый кол. На него одевали старое колесо. К колесу с двух сторон приделывали длинные палки. К одной привязывали сани, а за другую вращали колесо. Сани при этом катились с огромной скоростью.

Была такая забава, которая называлась «сопка». На затвердевший сугроб влезала группа мальчиков, другие старались их сбить с вершины.

Летом дети качались на качелях, скакали на доске, ходили на ходулях, катали обручи, запускали воздушных змеев.

Повсеместно распространенная забава называлась «малечина – калечина». Нужно продержать палку на кончике пальца или ладошке, выполняя различные движения. В начале игры произносились слова :

Малечина – калечина

Сколько часов осталось до вечера?

Раз, два, три…

Кто дольше всех продержит палку.

Также на Вятке существовали ристания. Ристание – это турнир, состязание, соревнование. Известны такие ристания, как кулачные бои, перетягивание каната, стрельба из лука, метание глиняных шариков и многое другое.

Конечно, я рассказала не обо всех играх. Мир игр настолько богат, разнообразен, что пытаться охватить его весь – это все равно, что попробовать объять необъятное.

Но моя задача – обратить ваше внимание на этот мир, занимавший в человеческой жизни немалое место. И считаю, что надо активнее восстанавливать народные сокровища, к которым принадлежат и старинные русские игры и забавы.

Прикреплённые файлы:

vjatskie-igry_a8iu7.pptx | 4439,87 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Народные подвижные игры, забавы Вятского края»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 18:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД