Получи документы

Семинар-практикум «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»

Наталья Авилова
Семинар-практикум «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №54

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему: «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»

Педагог-психолог: Авилова Н. Ю.

Ставрополь 2020 год

Цель семинара :

Публикация «Семинар-практикум „Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников“» размещена в разделах

• расширение конфликтологических теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

• Расширить представление педагогов о причинах и факторах возникновения конфликтов, изучить динамику и функции конфликта, проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к собственной личности педагога;

• Познакомить педагогов с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;

• Способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта.

Ход семинара

1. «Опросник К. Томаса»

Цель: выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Описание

Каждому педагогу предлагается опросник и регистрационный бланк.

Педагогам предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения, в каждой из тридцати пар, предложенных в опроснике.

По завершении работы обсуждаются полученные данные и впечатления педагогов. Психолог предъявляет на доске схему : обращает внимание участников на то, какие позиции партнеров могут наблюдаться в общении, и характеризует их влияние на разрешение конфликтной ситуации (конкуренция, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

2. Метод «Парафраз»

Цели:

• Познакомить педагогов с техникой выхода из конфликтной ситуации.

• Научить замечать и конструктивно реагировать в условиях кофликта.

Теоретическая часть.

Ключевые понятия: структура «парафраз», метод «обратной связи», метод «открытой коммуникации»

Практическая часть

Упражнение «Возражение»

Цель: научить использовать метод «парафраз» в конфликтных ситуациях.

Описание

Психолог или каждый из участников предлагает вариант какого-либо возражения из практической деятельности. Остальные педагоги высказывают те или иные возражения в ответ. Задача участников – найти с помощью метода «парафраз» оптимальные варианты преодоления сопротивления. При этом участники корректируют его в той мере, в которой ответ будет соответствовать параметрам парафраза и удовлетворять ожидания партнера. Поиск вариантов идет до тех пор, пока «оппонент» не скажет, что теперь он готов содержательно общаться, что сопротивление действительно преодолено.

Возражение

Привычный ответ,

усиливающий возражение

Парафраз

Я не собираюсь обсуждать это с вами!

А, ну ладно, можно, я вам предложу…

Ошибка: переход на позицию избигания

Вижу, вы предпочитаете поговорить об этом с кем-то из нашего детского учреждения, скажите, с кем именно?

Общаться с вами – сущее наказание!

Нет, ну тут вы не правы…

Ошибка: переход на позицию доминирования, сопровождающийся уличением оппонента в некомпетентности, - прямой путь к конфликту

Понимаю, у вас есть нерешенные вопросы. Поэтому я готова вас выслушать и постараться разобраться с ними.

В вашем саду не создадут необходимые условия для полноценного развития моего ребенка!

Ну, в отличие от других садов у нас…

Ошибка: попытка вступить в неподготовленную дискуссию о конкурентах

Варианты ответов

Мы не будем покупать мебель в нашу группу по такой цене!

Нет, ну вы посмотрите, может…

Ошибка: переход на позицию уступок. Скорее всего, оппонент добьется мах выгодных для себя условий

Варианты ответов:

Педагоги предлагают вариант какого-либо возражения из своей практической деятельности

3. «Психологическая самооборона»

Цели:

• Познакомить педагогов с техникой «психологическое самбо».

• Научить восстанавливать свои интеллектуальные способности и самоконтроль в конфликтной ситуации.

Теоретическая часть.

Ключевые понятия: алгоритм цивилизованного противостояния, техника «английский профессор», техника «уточнение», техника «испорченная пластинка», техника «внешнее согласие».

Практическая часть.

Упражнение «Английский профессор»

Цель: отработка корректного выражения сомнения по поводу того, что выполнение предъявленных нам требований не нарушает наших личностных прав.

Описание

Педагоги делятся на 4 группы. Каждой группе предлагается ответить на вопрос оппонента, используя предложенную технику.

Вопрос

Вариант ответа

Почему вы такая категоричная?

Категоричность нам поможет избежать неточностей и недоразумений. (Другие варианты)

Вы у нас никому не верите…

Да, я никому не верю. (Другой вариант)

Вы бы не могли говорить четко и медленно?

Варианты ответов.

Ваши взгляды устарели!

Варианты ответов.

Упражнение «Бесконечные уточнения»

Цель: научить педагогов прояснять позицию оппонента с помощью уточняющих вопросов.

Описание

Используя технику «уточнение», поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа партнера по общению.

Например

Вопрос оппонента: «Почему такая сумма за оплату?»

Ответ педагогов: «Вы считаете, что такая сумма большая. А какая сумма была бы для вас соответствующей?»

Упражнение «Внешнее согласие»

Цель: научить находить в высказываниях партнера то, с чем можно согласиться.

Описание

Психолог обращается к участникам с нелепым утверждением или вопросом. Им нужно согласиться, что бы ни говорилось. Это может быть часть высказывания или вопроса – то, что может быть интересным, ценным, соответствовать истине.

Примеры

Вопрос: «Правда, у Марии Григорьевны красивая кофточка? У нее такой чудесный желтый цвет!» (У Марии Григорьевны черная кофточка)

Вариант ответа: «Я тоже люблю желтый цвет!»

Утверждение: «Как хорошо, что наши участники достигли пенсионного возраста!»

Вариант ответа: «Да, люди собрались зрелые».

Вопрос: «Скажите, ну зачем вы так пристально смотрите на меня?»

Вариант ответа: «И действительно, что это я…»

Вопрос: «Вы редко смотрите на партнера по общению?»

Вариант ответа: «Может, вы и правы»

Утверждение: «Вы постоянно «жужжите» и «жужжите», когда я прихожу за ребенком в детский сад. Это раздражает!»

Варианты ответа.

Упражнение «Испорченная пластинка»

Цель: научить находить емкую фразу, содержащую в себе важное сообщение партнеру по общению, которую можно было бы повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора.

Описание

Психолог задает утверждение, участники подбирают емкую фразу, которую можно повторить не более 3 раз.

Пример

Психолог: «Я думал, вы меня поняли!»

Участник: «Я готов и еще раз вас выслушать».

Психолог: «Что толку вам говорить, вы не понимаете элементарных вещей!»

Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».

Психолог: «Может, вы не хотите меня понять?»

Участник: «Я готова еще раз вас выслушать».

Упражнение «Психологическое самбо»

• Английский профессор

Варианты ответов:

- это составляет предмет моих убеждений.

- это не согласуется с моими представлениями.

- все, к чему я имею отношение, обычно очень серьезно.

Сделать паузу, дать возможность ответить партнеру по общению.

• Внешнее согласие

Варианты ответов:

- да, я требовательна.

- возможно, вы правы.

- да, я над этим подумаю.

Пауза.

• Уточнение

Варианты ответов:

- что вы имеете в виду?

- что нужно изменить?

- что бы вы посоветовали?

Пауза.

• Испорченная пластинка

Варианты ответа:

- я готова вас выслушать

- я слушаю вас внимательно.

- говорите.

Пауза.

4. Информационный диалог.

На вопрос нападающего нужно:

• Дать ответ

• Задать вопрос на прояснение ситуации (сути дела)

Варианты вопросов:

- что вы имеете в виду, когда говорите о….

- какие факты вы имеете в виду?

- что именно вы считаете не так…

- что следует предпринять?

Пауза.

ИЛИ

Вопрос направленный на прояснение цели нападающего.

- почему вы меня спрашиваете именно сейчас?

- зачем вы мне говорите об этом?

- о чем вы действительно хотите меня попросить?

- что вы хотите этим сказать?

Пауза.

Ответы и сообщения.

Предложение по существу дела

- предлагаю согласовать наши действия

- предлагаю обсудить этот вопрос.

- предлагаю наметить план действий.

Пауза.

ИЛИ

Предложение ограничить область обсуждения

- предлагаю вернуться к сути дела.

- предлагаю избегать личных комментариев.

- предлагаю обсуждать вопросы последовательно.

Пауза.

Две аварийные техники

Отказ: «Мне очень жаль, но я не могу, я вынуждена вам отказать; жаль вас огорчать, но ответ отрицательный».

Отсрочка ответа: «Я вам отвечу на этот вопрос, но, если позволите, позже».

ответ + вопрос по существу дела.

Ответ + вопрос для прояснения цели.

Сообщение.

Предложение по существу дела.

Предложение по выбору темы обсуждения.

Отказ.

Отсрочка ответа.

Нужно указать, какая из возможных 8 интонаций является наиболее подходящей для ответа.

Возможные интонации: задумчивая, напористая, холодная, теплая, веселая, грустная, спокойная, язвительная.

Задание

Используемые техники информационного диалога

Как же мы можем обсуждать ваше участие в этой работе, если вы не знаете таких элементарных вещей!

Техника «Ответ + вопрос по существу дела», интонация спокойная: «Да, мне действительно необходимо это знать. Каким образом я могла бы получить информацию об этом?»

Я уже отвечал на этот вопрос, разве вы не слышали?

Техника «Ответ + вопрос по существу дела», интонация спокойная: «Простите, я неуверенна, что слышала ответ на этот вопрос. И каков же ваш ответ?»

Да, трудно с вами. Ну почему вы всегда такой несговорчивый?

Техника «Предложение по теме обсуждения», интонация спокойная: «Предлагаю проанализировать наши разногласия еще раз»

Зачем вы вообще работаете по этой специальности, если не можете сделать…

Техника «Вежливый отказ», интонация спокойная: «Мне очень жаль, но я не могу выполнить вашу просьбу или…»

Вы у нас такая добрая, всех любите…

Техника «Вопрос для прояснения целей», интонация спокойная: «Что вы на самом деле хотите сказать?»

Разве у вас из-за этого проблемы?

Техника «Ответ по существу дела», интонация спокойная: «Да, из-за этого возникает проблема.»

Ваша администрация на вашу работу давно уже махнуло рукой. А вы все возитесь с этим…

Техника «Ответ по существу дела», интонация спокойная: «Я надеюсь на положительный результат»

Вы очень быстро соображаете. Вот и сообразите, как вывернуться из этой ситуации

Техника «Предложение по существу дела», интонация спокойная: «Если вы предлагаете мне заняться этим вопросом, то давайте обсудим вместе…»

Публикации по теме:

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС»Семинар-практикум «Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия в условиях ФГОС» Творческая мастерская: «Шаг в мир детской игры» Воспитатель : Курзова Ольга Михайловна Учитель-дефектолог : Виноградова Елена Брониславовна.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве» Тема «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» 2014-2015 уч. год Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова Подготовительный этап:.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Система взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДООСистема взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в практике воспитателя ДОО Из опыта работы Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является основным вопросом в моей профессиональной.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Авилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников»
Опубликовано: 12 мая 2020 в 15:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД