Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Игры по экологии в детском саду» (3 фото)

Маркова Олеся Петровна
Семинар-практикум для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»

Подготовили и провели воспитатели : Маркова О. П., Евсеенко Г. Н

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сегодня я предлагаю поговорить о роли Игры в экологическом воспитании дошкольников.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Игры по экологии в детском саду“» размещена в разделах

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

Классификация экологических игр

Творческие игры природоведческого содержания. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу и т. д.

Сюжетно-ролевая игра. Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают: то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Театрализованные игры. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки). В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.

Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов.

Дидактические игры. Игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Например: «Найди отличие?», «Кто где живёт?», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении животных к среде обитания); «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов)и т. д.

Предметные игры. Игры с использованием различных предметов природы такими как, листья, семена, цветы, фрукты, овощи. Задания способствуют формированию сенсорике, развивают наблюдательность.

Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Например, такие игры, как «Вершки - корешки», «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок» и т. д.

Настольно-печатные игры. Игры типа лото, домино, разрезанные и парные картинки «Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Садовод», «Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Времена года» и др.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Лэпбук. Методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Наполняя папку материалом экологического содержания не следует забывать о возрастном принципе. Лэпбук может быть посвящён определенной экологической теме. Она может быть конкретизирована, например, «Раздельный сбор мусора», «Кому нужна вода?», «Редкие животные», «Экология», «Времена года» которая может охватывать несколько тем.

Словесные игры. Игры, содержанием которых являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Это игры типа : «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и т. д. Важной особенностью таких игр является возможность развивать их с помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории:

Подвижные игры. Игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль» и т. д. Подражая действиям, имитирую звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Интерактивные и компьютерные игры. Такие игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала. Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

Сенсорные игры. Игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры : «Радуга», «Что бывает жёлтым?», «Мягкий, колючий» и др.

Игры с перевоплощением (имитационные).Помогаютс помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. Например, игры-импровизации под музыку «Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки».

Соревновательные игры. Стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.

Игры - экспериментирование. С использованием природного материала связаны игры - экспериментирование с разными материалами: игры с водой, льдом, снегом «Очистим воду», «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль», «Царство цветных льдинок»; со светом «Пускаем солнечные зайчики»; с магнитами, стеклом, резинкой «Испытание магнита», «Попрыгунчики»; с увеличительными стеклами «Сыщики», «Мир в цветном стекле».

Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Практическая часть.

«Экологическая разминка» с педагогами:

1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)

4. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)

5. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)

6. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

7. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)

10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

11. Какую траву любят кошки? (валериану)

12. Самая высокая трава? (бамбук)

13. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)

14. Какая птица не строит гнезда? (кукушка)

Проверить, правильно ли справились с заданием.

За каждый правильный ответ, команды получают по - 1 баллу.

Итак, начинаем.

2.«Цепочка»

Цель: через дидактическую игру закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

• карточки с изображением объекта живой природы.

Ход игры:

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

Задание 3.

Вед. Воспитатель профессия творческая и я предлагаю вам следующее задание.

«Художники»

На листах кляксы. Превратите их в животное или растение. Время превращения 5 минут.

(Воспитатели рисуют, а затем рисунки выставляются на магнитную доску).

4. Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат наборы картинок, необходимо рассмотреть картинки и придумать дидактическую игру, определить цель, игровое правило и возрастные критерии)

5. Игра "Ассоциация"

Задание: Если бы : : :. (имя участника тренинга) был временем года (деревом, зверем, цветком, насекомым, птицей, рыбой, водоёмом, явлением природы, природной зоной, звуком природы, то кем бы он был?

Затем, когда все по кругу скажут свою ассоциацию на данного участника тренинга, этот участник говорит, какая из ассоциаций ему больше понравилась. Почему? С кем он себя ассоциирует. Итак, с каждым участником тренинга.

Уважаемые педагоги, наш семинар - практикум подошел к концу. Надеемся тема нашей встречи была для Вас полезна и интересна.

От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Желаю всем творческих успехов в такой важной и нужной для детей работе!

Семинар-практикум для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»
Фото «Игры по экологии в детском саду»
Семинар-практикум для воспитателей - фото
Публикации по теме:

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего» Форма проведения: практикум. Цель: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о творческих играх с детьми. Задачи: - показать родителям.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»Семинар-практикум по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Хочу вам рассказать о семинаре-практикуме, который я посетила в г. Тамбове 18марта. Программа семинара- практикума «Развивающие игры Воскобовича.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»
Опубликовано: 22 февраля 2021 в 12:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для воспитателей «Игры по экологии в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Маркова Олеся Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД