Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Стрюк Татьяна Васильевна
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»

Подготовил : Стрюк Т. В.

Цель: Стимулировать креативность педагогов, повышение их профессионализма, в работе по воспитанию патриотических чувств, установить сотрудничество между педагогами ДОУ по данной тематике.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей“» размещена в разделах

§ По средствам опросника определить имеющиеся знания у педагогов в области патриотического воспитания;

§ Формировать деятельностный подход в данной области;

§ Реализация полученных знаний по формированию чувств патриотизма в разных образовательных областях;

§ Развивать познавательный интерес в педагогическом коллективе;

§ Вызвать интерес к социально значимым местам нашего города;

§ Развивать познавательный интерес к истории нашего края;

§ Воспитывать любовь к своему городу, к родному краю.

План семинара-практикума :

Воспитание патриотических чувств дошкольника – это основа формирования будущего гражданина России.

Педагогические принципы наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.

Диспут “ Понятие патриотизм ”.

1. Термин “Патриотизм”, что означает?

Значение слова Патриотизм.

Патриотизм (греч-родина) : моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

В период от рождения до школы это возраст по своим психофизиологическим особенностям наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как воспитанника отличает доверие взрослому, ему свойственна подражательность, искренность чувств, внушаемость, эмоциональная отзывчивость. События и знания, пережитые и заложенные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. Необходимо помнить, что в возрасте от рождения до школы ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм, но несмотря на это, практически все нравственные качества берут свое начало в детстве.

Цель патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать и сформировать в душе ребёнка любовь к семье, родному дому, природе. Вызвать интерес к истории и культуре страны созданной трудами близких людей и, тех, кого зовут гражданами России.

4. Задачи патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, определяет круг задач, которые стоят перед педагогами ДОУ. Это формирование у юного гражданина: любви, сопереживание к своим близким, родному дому, к детскому саду, в который он ходит. Любовь, к своему городу, в котором он родился и живёт, к родному краю, к своей стране. Формирование бережного отношения к истории своего края, народа, понимание культурных традиций; гордости за достижения соотечественников. Развивать интерес к традициям родного края соблюдать их и сохранять. Чтить и уважать национальные особенности своего народа; терпимого отношения к другим людям. Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы улиц родного города.

Знакомить с символикой своего города, области, в которой ты живёшь, с символикой России, ее значением для горожан и соотечественников.

Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

Структура педагогического взаимодействия – это образовательная деятельность, сотрудничество педагога и дошкольника и самостоятельная, творческая деятельность детей.

5. Позиция педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Воспитание чувства патриотизма ребёнка должен осуществлять воспитатель, владеющий знаниями в области нравственно- патриотического воспитания и как следствии сам является патриотом и эталоном подражания в поведении и нравственных качествах. Педагог реализует комплекс патриотических знаний, в игровой увлекательной форме не перегружая информацией и направленного на развитие личностных качеств и индивидуальных особенностей дошкольника.

6. Выбор наиболее эффективных форм организованного обучения и совместная деятельность педагога и воспитанников

1. Организованные:

Квесты (линейные, штурмовые, кольцевые, экскурсии на известные объекты;

образовательная деятельность имеет компоненты следующего характера (познавательные, комбинированные, комплексные);

наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, перемены в структуре улицы, города, области, строящимися жилищными комплексами, социально значимыми объектами и т. п.).

2. Совместная деятельность:

Изложение, рассказ, объяснения педагога в сочетании с использованием ИКТ технологий и непосредственными наблюдениями дошкольников;

Рассуждения, беседы с детьми о стране, родном городе,

использование детских продуктов словотворчества, создание лимериков, авторских и народных художественных произведений, иллюстраций картин, рисунки детей (их рассматривание и обсуждение);

разучивание с дошкольниками стихотворений, потешек, песен, пословиц, поговорок, рассказывание уже известных сказок или придумывание своих, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

знакомство воспитанников с народной декоративной росписью своего края. флешмоб, акции; игровые ситуации, игры, (дидактического характера, подвижные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные: «Викторины», “Квест” и д. р.)

вовлечение детей к общественно полезному труду в соответствии с их возрастом (трудовая деятельность на участке детского сада, совместный труд с мамами и папами по благоустройству территории ДОУ и т. п.);

Высказывание благодарности детям за активности. Стремление самостоятельно наводить порядок на своём участке, оказывать помощь младшим дошкольникам. Проявлять заботливое отношение к игровым зонам на участке, за качественное выполнения поручения, за доброе отношение к сверстникам

Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Педагог в детском саду для ребёнка – первый человек после родителей, который даёт представления о различных сторонах жизни, обучает его правилам жизни в обществе, закладывающий основу его мировоззрения. Сотрудничество педагога и родителей представляет собой тесную взаимосвязь и является важным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Взаимодействие ДОУ и семьи необходимо осуществлять на основе объединения: единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и социума; совместной деятельности семьи и педагога, консолидация обеих сторон.

Педагог с законными представителями (мама, папа, бабушка, дедушка) может проводить круглый стол, диспуты, собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и, тематические мероприятия («День защитника отечества», «8 марта», «День матери», «День пожилого человека» «День Победы 9 мая» и др.); оформлять стенгазету, выставку рисунков, Наполняемость уголка патриотического воспитания.

Уголок воспитания чувства патриотизма включает в себя : материал о защитниках нашей Родины. Символика и геральдика нашего города и области, нашей страны (знакомство с флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города). Известные Земляки нашего края. Материал по истории нашего города. Карта ремёсел нашего края. Знакомство с русскими народными промыслами и традициями других народов. Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями, социально – значимыми местами нашего города. Материал о заповеднике в нашей области. Материал о животных и растениях нашего края. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Систематическая сменяемость, в уголке патриотизма группы позволит вызвать интерес максимального количества детей, материал имеет дифференциацию по сложности, что позволяет играть, знакомится с иллюстративным материалом детям с разным уровнем развития, а также во время игровой ситуации и других видов деятельности вступить в сотрудничество со взрослым и сверстниками.

Методическая часть должна отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма : «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Обязательным компонентом являются: портрет президента и герб России, флаг России, гимн. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Как вариант гимна должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг Российской Федерации. Должна быть информация о значении цветов флага. Белый цвет означает мир, чистоту; синий – символ веры и постоянства; красный – энергия, сила и кровь, пролитая за Родину. Флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене либо стоящим на древке. Герб России – еще один государственный символ. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).

2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

3.«Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4.«Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).

5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны).

6. «История России» (от былинных богатырей до наших дней).

7. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).

8. «Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).

Практическая часть

Начинается Родина с памяти

С почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени,

С уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина,

Чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками,

Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,

С материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых,

Что учителю мы принесли.

А что такое Родина?

1. Тренинг на создание образа «Родина».

Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины.

2. Историко-краеведческие вопросы

1. Земля, где ты родился? (Родина).

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).

4. Древнее название России? (Русь).

5. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях Европы и Азии)

6. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России)

7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

8. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

9. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).

10. Официальная эмблема государства? (Герб).

11. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

- единство;

- верность;

- силу;

- власть.

12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

13. Что означают цвета Российского флага?

БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести

СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие

КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир

14. Назовите столицу России. (Столица России — город Москва).

15. Как называется город, в котором вы живете? (Шебекино)

16. Назовите адрес детского сада? (Улица 50 лет Октября)

17. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

18. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

19. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция)

3. Задание»Собери флаг РФ, герб РФ из пазлов»

4. Задание Разукрасить флаг РФ, обрывная аппликация флага РФ.

5. Задание «Доскажи пословицу»

1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)

2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)

3. Чужбина калина, Родина - … (малина)

4. Русский солдат не знает …. (преград)

5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)

7. Козак на чужбине воюет, а жена …. (в доме горюет)

8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)

9. Родина – мать, а чужбина - …. (мачеха)

6. Дидактическая игра по патриотическому воспитанию

»Защитники Отечества с древней Руси до наших дней»

«Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Публикации по теме:

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания» Цель: Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Стрюк Татьяна Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Повышение профессионализма педагогов в области патриотического воспитания детей»
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 22:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД