Папки-передвижки

Семинар-практикум для воспитателей «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

Анна Сухина
Семинар-практикум для воспитателей «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов

«Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»

Автор: Сухина А. В., старший воспитатель.

Организация: МДОУ «ЯСЛИ – САД № 281 г. ДОНЕЦКА»

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ“» размещена в разделах

Цель: совершенствовать уровень педагогического мастерства, уровень компетентности педагогов в области технологии проектирования, как формы организации образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с реализацией ГОС ДО

СЛАЙД 1.

План семинара-практикума

1 занятие семинара-практикума

Обязанности МДОУ.

Проект – это…

Типология проектов

Поетапное развитие проектной деятельности

Домашнее задание

Ход семинара-практикума

1 занятие семинара-практикума

СЛАЙД 2.

Введение

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе ДНР «Об образовании», национальной доктрине образования в ДНР, концепции модернизации образования, государственных образовательных стандартах дошкольного образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в МДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Теоретическая часть:

1. Педагогическая технология проектирования.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», – писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.

Слово «проект» – лат., означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза» (этимологический словарь.)

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

СЛАЙД 3.

Отличительные черты любой технологии,

в т. ч. и технологии проектирования

• концептуальность – авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи).

• Системность – целостность предмета деятельности и процесса.

• Управляемость – руководство деятельностью от цели до результата.

• Эффективность – качество результатов при наименьших затратах.

Воспроизводимость – возможность повторения в других условиях.

Проект – это «пять П» (6)

1 – Проблема

2 – Проектирование (планирование)

3 – Поиск информации

4 – Продукт

5 – Презентация

Шестое «П» проекта – это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

СЛАЙД 4.

Типология проектов в МДОУ

(по Е. С. Евдокимовой)

1. По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные

2. По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности

3. По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов)

4. По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

5. По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

6. По продолжительности:

• Краткосрочный – 1-2 недели, месяц.

• Средней продолжительности – 2-4 месяца.

• Долгосрочный – учебный год.

СЛАЙД 5.

Типология проектов в ДОУ

(по Л. В. Киселевой)

Тип проекта Содержание Возраст детей

Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст

Ролево-игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы Со второй младшей группы

Информационно-практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы

Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы

СЛАЙД 6-8

Поэтапное развитие проектной деятельности

в рамках темы

№ Этапы Содержание

1 Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей.

2 «Модель трех вопросов» :

Инициатор – воспитатель.

• Что знаем?

• Что хотим узнать?

• Как узнать?

3 Планирование 2. Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

3. Составление системной «Паутинки» (базовые задания).

4. Планирование проектов (конечный продукт). Календарное планирование.

4 Реализация проекта Задача воспитателя :

• Организация деятельности детей в центрах активности;

• Оснащение их оборудованием и материалами в соответствием с темой проекта.

5 Презентация Презентация конечного продукта

6 Завершение проекта Анализ

Подведение итогов

СЛАЙД 8.

ЗАДАНИЕ: ПРИДУМАТЬ, ПРОВЕСТИ И ОФОРМИТЬ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

Критерии оценивания проектов

• Наличие паспорта проекта.

• Актуальность проекта, его целесообразность, доступность реализации.

• Практическая направленность на развитие ребенка.

• Объем и полнота разработки, самостоятельность, законченность.

• Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.

• Степень взаимодействия с родителями.

Эстетика оформления: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

• Умение аргументировать свои заключения, выводы. Умение отвечать на вопросы.

«Плюсы» и «минусы» проекта.

2 занятие семинара-практикума

Практическая часть:

1. Представление опыта работы (презентация педагогами) реализованных проектов.

2. Обучение технологии проектирования : моделирование и план реализации проекта (работа в группах).

Прикреплённые файлы:

2-den_snjqq.pptx | 182,21 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Муниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классовМуниципальный семинар-практикум для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов ПЛАН проведения муниципального семинара-практикума для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и учителей начальных классов «Использование.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Метод проектов как способ реализации образовательной программы в ДОУ»
Опубликовано: 24 января 2021 в 13:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД