МААМ-картинки

Семинар — практикум для родителей «Влияние речи на формирование личности»

Алла Высоцкая
Семинар — практикум для родителей «Влияние речи на формирование личности»

Администрация городского округа город Урюпинск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинск

Семинар – практикум для родителей.

«Влияние речи на формирование личности».

Подготовила учитель-логопед

Высоцкая А. В.

Семинар – практикум для родителей.

«Влияние речи на формирование личности».

Цель:

Публикация «Семинар — практикум для родителей „Влияние речи на формирование личности“» размещена в разделах

Показать родителям важность и актуальность формирования у детей дошкольного возраста правильной и красивой речи.

Задачи:

- Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей

дошкольного возраста;

- Показать значимость работы родителей в развитии и коррекции речи детей.

- Обсудить приемы и формы работы дома с детьми по развитию речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отображается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи. Речь - это средство общения, познания окружающего мира, регуляции деятельности и поведения. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. Речевое развитие составляет формирование личности в целом. У детей с плохим развитием речи наблюдается неуверенность в своих силах, заниженная самооценка, т. е. речевое развитие «тянет» за собой психическое развитие ребенка. Появляется боязнь речевого общения, всё это сказывается на овладении грамотой, успеваемости в целом. Речевые дефекты создают трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

Выделяют четыре компонента развития речи.

1. Обогащение словаря детей и активизация словарного запаса.

Необходимо добиваться, чтобы дети не только знали и понимали смысл

употребляемых в речи слов, но и активно их использовали в повседневной

речи. Необходимо создать условия для развития и внимания к слову: «Как

правильно сказать?», «Как сказать по-другому?» и т. д.

2. Работа над грамматическим строем речи.

Слова – это «кирпичики», из которых складывается речь. Грамматика –

это нормы изменения слов и соединение их в предложения. Это изменения

слов по числам, падежам, родам, построение простых и сложных

предложений. В среде общения и процессе системной речевой практики

ребенок познает модель родного языка.

3. Формирование звуковой культуры речи.

Умение слышать и воспроизводить все звуки родного языка. Это

работа над системой ударений в словах, интонационным строем речи, четким

произношением всех звуков и слов, выразительностью, темпом речи и силой

голоса.

4. Формирование и развитие связной речи (диалогической и

монологической).

Диалог – разговорный жанр языка. Ребенок учится спрашивать,

отвечать, объяснят, рассуждать, слушать и понимать. Постепенно в речь

ребенка включается монолог – это более сложная форма речи : составление

ребенком рассказов, сказок, умение пересказывать историю, событие

(увиденное или произошедшее, составление рассказов о предмете, объекте,

картине или серии картин, связанных одним сюжетом. Рассказ, составленный

ребенком, помогает определить запас слов, умение строить фразы передавать содержание кратко или развернуто.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка? Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться за советом к профессионалу.

Особое внимание взрослым надо уделять собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти рук.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Организация: предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды-выбрать себе гласную или согласную букву из предложенных. Первая команда – гласные буквы, вторая – согласные буквы. За ответы раздаются смайлики.

1. Задание- разминка: “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”.

Члены команд по очереди быстро, не задумываясь, заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3. Через горы и леса в край родной летит… (птица).

4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у (белки).

5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух).

6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня).

7. Кукарекает спросонок Милый, добрый? (петух).

8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это? (белка)

9. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что.? (корова)

10. Кружевную паутину сплел искусно.? (паук)

11. Очень медленно и тихо по листу ползет? (улитка)

12. Нарушая утром тишь, Распевает в роще.? (соловей)

13. В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я? (рыба)

14. Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый? (ёж)

15. Землю клювиком я рою, Но не домик себе строю, Червячка ищу я, вот! Угадали, кто я.? (цыпленок).

16. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам? лягушка

(Вопросы)

17. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги(3 кг)

18. Как называется группа живущих вместе близких родственников? (семья).

19. Куда идет цыпленок, переходя дорогу? (на другую сторону дороги).

20. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (когда дверь открыта).

2. Задание: «Говорун».

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

(Командам предлагается по з скороговорки).

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

(На подготовку дается 3 минуты).

• Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

• Корабли лавировали, лавировали да не выловировали.

• Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

• Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

• Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

•Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

3. Задание: «Родственные (однокоренные) слова».

У каждой команды лист с изображением дерева, в корне которого написаны слова:1) лес 2) снег.

Игрокам предлагается написать на ветках однокоренные слова.

(Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный).

4. Задание: «Почему так называется?» (Этимология).

Участникам надо объяснить, почему так называются растения. По 2 слова на команду.

• Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.

• Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.

• Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

5. Задание: «Найдите похожие по звучанию слова»

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе. По очереди каждой команде.

• Спички – синички,

• Врач – мяч,

• Значок – крючок,

• Ключи – кирпичи,

• Стол – пол,

• Халат – салат,

• Елка – иголка,

• Белка – стрелка,

• Зайцы – пальцы,

• Яйцо – крыльцо,

• Огурец – продавец,

• Дворец – певец,

• Пирог – творог,

• Ворона – корона,

• Топор – забор,

• Нора – дыра.

6. Задание: «Исправьте ошибки в пословицах».

По три пословицы на команду.

• После драки много хромых (Храбрых).

• Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

• Пришел, увидел, купил (Победил).

• У каждого своя голова на шее (Плечах).

• Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).

Команды отдают смайлики жюри. Пока жюри подсчитывает баллы, учитель-логопед раздаёт памятки родителям.

Жюри оглашает результаты.

Рефлексия. «Солнце и туча».

Если Вам понравился Семинар – практикум, то приклейте лучик к весёлому солнышку. Если не понравился, то к грустной тучке капельку.

(Солнце и туча прикреплены к фланелеграфу).

Спасибо за внимание, до свидания!

Памятка для родителей.

Игры на кухне.

«Помогаю маме»

Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку, пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки»

Дайте малышу сосчитать палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы.

«Приготовим сок»

Из яблок сок. (яблочный, из груш (грушевый) и т. п. Справились? Наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.

«Давай искать на кухне слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Угощаю»

«Давай вспомним вкусные (сладкие, соленые, кислые) слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите».

Игры, в которые можно играть дома, по дороге в детский сад или возвращаясь из детского сада.

«Я заметил»

«Давай проверим, кто из нас внимательней. Будем называть предметы, мимо которых проходим и говорить, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку - она пушистая» Ребенок и взрослый могут называть предметы по очереди.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. Например, ворона каркает, а воробей (чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок).

«КАКИМ БЫВАЕТ ДЕНЬ»

Взрослый предлагает ребенку по очереди подбирать слова - признаки к любым

словам-предметам, окружающим нас. Например: день (какой) веселый, солнечный,

дождливый, выходной и т. д.

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Взрослый предлагает ребенку подбирать слова-противоположности. Например: добрый - злой, веселый - грустный и т. д.

«РИФМЫ»

Взрослый предлагает ребенку придумывать слова похожие по звучанию: кошка - ложка - картошка, зайка - майка и т. д.

«ОН, ОНА, ОНО»

Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты говори: он, она или оно. Например: дом - он, машина - она, яблоко-оно. Можно поменяться с ребенком ролями.

«КТО ИЛИ ЧТО?»

Взрослый предлагает ребенку: я буду называть слова, а ты отвечай, если предмет живой - кто, а если неживой - что. Например: мячик - что, мальчик - кто. Можно поменяться с ребенком ролями.

«ЧТО ДЕЛАЕТ ЗАЙКА?»

Взрослый предлагает ребенку: я буду называть действия, а ты подумай кто это. Например: прыгает (кто) зайка, летит (кто) птица и т д. Солнечный, дождливый, выходной и т. д.

И еще, как можно больше пойте с детьми, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Желаю удачи!

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания» Цель: Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум для родителей «Влияние речи на формирование личности»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 17:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД