Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей в старшей группе «В ТРИЗ играем — речь развиваем!»

Юлия Буслаева
Семинар-практикум для родителей в старшей группе «В ТРИЗ играем — речь развиваем!»

Пояснительная записка: данное мероприятие было организовано в рамках «Клуба Неравнодушных родителей», содержащих цикл мероприятий с использованием практико - ориентированных форм взаимодействия с родителями (круглый стол, дискуссия, тренинги, мастер-классы) для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей.

Цель:

Публикация «Семинар-практикум для родителей в старшей группе „В ТРИЗ играем — речь развиваем!“» размещена в разделах

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка.

Ознакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.

Формировать практические навыки использования предложенного материала.

Подготовительная работа:

Оформление приглашений для родителей.

Создание презентации «ТРИЗ-игры и методические пособия, используемые в ДОУ».

Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие речи дошкольников.

Индивидуальное общение с родителями на тему : «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией».

Подготовка «Удостоверений» и буклетов с примерами игр по ТРИЗ-технологии.

Ход мероприятия:

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы благодарны вам за то, что Вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на Вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

А чтобы настроиться на совместную работу приглашаю всех выйти в круг, и поиграть в игру «Чудесная встреча». Сейчас мы будем передавать мяч по кругу и называть свое имя и прилагательное, которое характеризует какое-то Ваше качество, но с того звука, с которого начинается Ваше имя.

Игра «Чудесная встреча»

Педагог: Ну, что же, встреча добрых знакомых прошла успешно, прошу занять места за нашим столом.

Предлагаю Вам выполнить еще одно интересное упражнение. Главное условие: внимательно слушать инструкцию, выполнять задание и не смотреть на действие друг друга.

(Родителям раздаются салфетки.)

Инструкция: сверните салфетку пополам, оторвите верхний правый уголок, еще раз сверните пополам, оторвите верхний уголок; продолжайте выполнять действие, пока получается сворачивать салфетку.

Разверните, что же у Вас получилось? (ответы родителей : снежинки). Посмотрите на свои снежинки и на снежинки друг у друга, попробуйте найти одинаковые.

Как вы думаете, почему нет ни одной одинаковой снежинки? (ответы родителей)

Хотя инструкция была для всех одинаковой, снежинки получились все разные также как и все люди разные. У каждого свои особенности, способности, возможности, личные качества. Но все мы одинаковы в желании, чтоб наши дети были здоровы, своевременно и успешно освоили дошкольную программу. И в наших руках возможность помочь им.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Видеопрезентация с фрагментами занятий с использованием ТРИЗ.

Педагог: Вот так мы знакомимся с ТРИЗом в детском саду, но чтобы работа была не напрасной, знания детей нужно закреплять и дома. Сегодня мы с вами и собрались для того, чтобы научиться это делать. Игры, предложенные вам, будут направлены на развитие речи дошкольников.

Предлагаю оправиться в мир детства и почувствовать себя детьми, а я буду вашим воспитателем. Готовы? Тогда начнем.

Педагог: Первая игра поможет нам по описанию определить загаданный объект.

Проводится игра «Угадай по описанию».

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом (например – тетрадь) только одному из участников. Он описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

Педагог: Раскрывает тетрадь (угаданный объект). Ой-ой-ой! Интересно, чья это тетрадь? (Показывает) В ней так много ошибок… И нам, друзья, придётся их исправить! Если мы справимся, это поможет нам развить связную речь и мышление.

Проводится игра «Исправь ошибку».

Воспитатель зачитывает предложение, в котором сопоставляются два объекта. Участник должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Снег белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Снег белый, а сажа чёрная» или «Снег твердый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Лиса рыжая, а петушок смелый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

-Ученье - свет, а неученье – тьма!

Педагог: А вот здесь, естественно, ошибки никакой исправлять не нужно! Как и в такой народной мудрости, как «Речь вести, не лапти плести!»

Пословицы, поговорки, скороговорки и чистоговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным; учат подбирать рифму к звукосочетанию, помогают отработать чистоту звука.

Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.

Проводится игра «Чистоговорки».

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним.

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жа-жа-жа – поймали мы ежа.

Жу-жу-жу – молоко дали ежу.

Педагог: Известно всем и каждому – дразниться любят дети,

Для пользы предложите детишкам ИГРЫ ЭТИ!

Проводится игра «Дразнилка».

Педагог предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Участники преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание языка - болталка, говорилка,мешалка, и т. д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не мешалка, а помогалка»).

Педагог: Игр, с использований ТРИЗ-технологии, помогающих развивать речь ребёнка, очень много – это очень ХОРОШО! А вот то, что сегодня мы не можем рассказать о них всех – это очень ПЛОХО. Так и называется наша следующая игра «Хорошо-плохо», которая учит детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Проводится игра "Хорошо – плохо»

Перед участниками предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает участникам картинки. Рассмотрев их, они высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого.

- В мороженом хорошо то, что оно вкусное и сладкое.

- Им можно угостить, и это доставит людям радость.

- А плохо в мороженом то, что оно холодное. Может заболеть горло. На жаре мороженое тает. И т. п.

Вопросы к родителям :

- Друзья, а, на Ваш взгляд, хорошее или плохое сегодняшнее мероприятие?

- Что в нем хорошего?

-А что плохого в нем? Плохо то, что оно подходит к концу!

Подведение итога мероприятия.

Известно, что дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Вы сегодня прослушали небольшой учебный курс на нашем семинаре, и мы бы хотели выдать вам удостоверение, о том, что вы прошли курс обучения играм с использованием ТРИЗ в детском саду и дома в количестве 45 мин и свободно можете применять эти методы и технологии дома с вашими детьми.

Родителям вручаются «Удостоверения» и буклеты с краткой информацией и примерами игр.

Надеемся, что сегодняшняя информация будет полезна в ваших начинаниях, дерзайте, уважаемые родители! Всем удачи и до скорых встреч!

Публикации по теме:

Картотека словесных игр для дошкольников «В игры играем — речь развиваем» Составляем смысловые ряды. Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое. Белка-дупло, человек — …; солнце-светло,.

Фотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНРФотоотчет «Пальчиками играем — речь развиваем» в средней группе с ТНР Пальчиками играем – речь развиваем! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному.

Дидактическая игра «Перчаточный театр — играем, речь развиваем»Дидактическая игра «Перчаточный театр — играем, речь развиваем» Театрализованная деятельность-прекрасная возможность не только развить у воспитанников фантазию, привлечь их к совместной деятельности,.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «С пальчиками играем — речь развиваем» При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем»Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей в старшей группе «В ТРИЗ играем — речь развиваем!»
Опубликовано: 23 мая 2022 в 20:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД