Папки-передвижки

Семинар-практикум для родителей «Коррекция речевых нарушений»

Виктория Розум
Семинар-практикум для родителей «Коррекция речевых нарушений»

Семинар-практикум для родителей

«Коррекция речевых нарушений»

Данное мероприятие разработано для родителей воспитанников, имеющими нарушения речи.

Форма проведения: собрание-практикум.

Цель: формирование единого образовательного пространства «детский сад – семья».

Задачи:

1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с нарушением речи, создание атмосферы общности интересов.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Коррекция речевых нарушений“» размещена в разделах

2. Пробудить в родителях интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.

3. Знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой и методикой ее выполнения.

4. Обучение родителей графическим диктантам.

Участники: родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатели.

Материал и оборудование: карточки, с описанием артикуляционных упражнений. Листы для выполнения графического диктанта.

Предварительная работа:

1. Разработка сценария собрания-практикума.

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.

3. Анализ литературы по вопросу значимости роли родителей в речевом развитии детей.

План проведения:

1. Доклад учителя-логопеда на тему: «Причины речевых нарушений».

2. Практикум для родителей

3. Подведение итогов собрания-практикума.

Основная часть

1. Сообщение учителя-логопеда

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь. Хорошее знание русского языка необходимо ребёнку для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем - школы.

Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка» (А. И. Сорокина). Чем внятнее и выразительнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем глубже и богаче возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Всё это предъявляет большие требования к качеству речи человека. Поэтому в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у ребёнка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных ее недочетов.

В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. В последние десятилетия положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чём свидетельствуют статистические данные. Осложнённой считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесённые будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия и т. п.

Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовым травмам неврологического характера. Следствием их является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств речи и прочие. Если что-либо из вышесказанного повлияло на развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка будет отставать. Он начинает говорить после 2-3 лет.

Негативными в плане развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, заболевания ЖКТ в раннем периоде его развития (до 2.5-3 лет).

Не последнюю роль в речевых дефектах играют наследственные факторы. Причиной нарушения речи может служить и снижение слуха.

Существуют также и видимые причины, которые можно определить самим. Это различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформация зубов. Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед. Соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.

Раньше для предупреждения и устранения у детей недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. Теперь же вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильной речи стал одним из приоритетных в детских садах

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что даёт возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

Коррекция нарушения звукопроизношения дошкольников строится на основе логопедии - специальной работы, педагогической науки о предупреждении преодолении несовершенств речи. В этой работе различают две системы. Одна из них применяется в специальных детских садах для детей с ТНР, другая – в дошкольных образовательных организациях.

Задача логопедической работы - способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.

Приоритетными принципами коррекционно-логопедической работы с детьми являются:

-индивидуализация;

-разносторонность;

-комплексность;

-систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи индивидуальных занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.

Разносторонность логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность учителя-логопеда не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов - залог успешности логопедического воздействия.

Вместе с тем анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только учителя-логопеда, но и всех участников коррекционного процесса - педагогического коллектива ДОО, родителей. Тема самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, с использованием для этого различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционно-логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги разработали и предложили специальные пособия и дидактические материалы.

Константин Дмитриевич Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. он подчеркивал роль матери, которая ближе всего к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

Вовлечение родителей в процесс педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития ребенка.

Практическая часть

2. Многие из вас обеспокоены состоянием звукопроизношения своего ребенка. Действительно, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Артикуляционная гимнастика – это труд, серьезная работа для ваших детей. Это серьезные тренировки, которые требуют концентрации внимания и приложения усилий.

Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

Улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проходимость);

Улучшить подвижность артикуляционных органов;

Укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

Увеличить амплитуду движений;

Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;

Подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Запомните правила выполнения артикуляционных упражнений.

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день; лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее часа.

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений. Снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

4. В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.

5. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Проведение мастер-класса родителями по выполнению артикуляционной гимнастики.

Каждый из родителей по очереди тянет билет-карточку, читает описание и показывает предложенное на карточке упражнение. Учитель-логопед уточняет и контролирует правильность его выполнения. Затем родители отрабатывают данный артикуляционный уклад.

Теоретическая часть (продолжение)

3. Рассказ учителя-логопеда

Во время занятий с детьми, традиционными стали у нас пальчиковые игры и упражнения. Зачем же нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития ребенка.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребенка в школе.

Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, мышления и речи, пространственных представлений.

В старшем дошкольном возрасте, работе по развитию мелкой моторики и координация движений руки должна стать важной частью подготовки в школе, в частности к письму. А уровень развития мелкой моторики может стать одним из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, словесно-логическое мышление.

Важно помнить, что неподготовленность к письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук могут привести к большим умственным и физическим нагрузкам, вследствие чего у ребенка возникнут негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.

Для подготовки руки к письму хорошо подойдут такие виды работ, как:

• Раскрашивание картинок;

• Обведение плоских фигур;

• Обведение трафаретов;

Рисование различных линий: прямых и фигурных;

• Рисование по контуру, по клеточкам и по точкам;

• Выполнение штриховок;

• Графический диктант.

Проведение мастер-класса родителями по выполнению графического диктанта и выполнению пальчиковой гимнастики. Упражнение: «Пальцы - дружная семья!»

4. Подведение итогов семинара-практикума.

.

Публикации по теме:

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания» Цель: Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум для родителей «Коррекция речевых нарушений» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Розум на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Коррекция речевых нарушений»
Опубликовано: 5 ноября 2022 в 21:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД