Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов «Правила и способы заучивания стихотворных форм для использования роли в театрализации»

Ирина Ильтер
Семинар-практикум для педагогов «Правила и способы заучивания стихотворных форм для использования роли в театрализации»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Всеволожский центр образования»

(дошкольное отделение №2)

Семинар –практикум

«Правила и способы заучивания стихотворных форм

для использования роли в театрализации»

Подготовила и провела:

Ильтер И. И.

воспитатель высшей кв. категории

Всеволожск

19 октября 2022г.

2 слайд

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Правила и способы заучивания стихотворных форм для использования роли в театрализации“» размещена в разделах

Цель: обогащение методических знаний педагогов и освоение практических умений по использованию основных приёмов заучивания стихотворных форм для использования в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов заучивания стихотворений дошкольниками;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов;

- дать понятие о составлении схем стихотворений, использовании мнемотаблиц;

- дать рекомендации педагогам по использованию приемов развития интонационной выразительности речи детей.

3 слайд

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Когда ребенок учит стихи — развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, расширяется кругозор и словарный запас.

4 слайд

В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.

При заучивании с детьми стихов перед педагогом стоят две задачи :

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т. е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно. Если в начале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.

5 слайд

Педагоги при заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваются с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения.

Вопрос к педагогам : Как вы думаете, почему дети плохо запоминают текст?

6 слайд

Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями.

Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения в произношении, в слоговой структуре слова.

В- третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.

7 слайд

При заучивании стихов педагоги довольно часто используют принцип «повторение - мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда.

При разучивании стихов нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память - это эмоциональная.

Значит, разучивание должно быть для дошкольника веселым и эмоциональным, и при этом содержание стихотворение должно соответствовать возрасту, быть представляемым и понятным.

У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога очень важно пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения.

На скорость заучивания, положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит также от мотивации.

8 слайд

Вопрос к педагогам : «Предложите варианты мотивации».

Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы, а также разучивание ролей для театрализованной деятельности.

9 слайд

Предлагаю, рассмотреть классический способ заучивания стихотворений.

Он состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап.

Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень, прогуляться на улице, рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихотворении.

2. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

Далее взрослый выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение! Есть еще один важный момент, эмоциональное раскрытие ребенка происходит быстрее, когда педагог не зачитывает стихотворение, а рассказывает его наизусть, вызывая тем самым изумление ребенка.

3. Обсуждение. Какие вопросы вы зададите?

Задайте следующие вопросы?

– О чем стихотворение?

– Понравилось ли тебе?

– Что запомнилось из стихотворения? Кто главный герой? Какой он? и т. д.

4. Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание.

Вы читаете стихотворение еще раз и просите ребенка постараться его запомнить.

5. Воспроизведение стихотворения ребенком.

Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стихотворение на следующий день, вечером папе и так далее.

10 слайд

Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:

- игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой

и мячом);

Вопрос к педагогам : «Какой игровой прием можно использовать при чтении педагогом стихотворения А. Барто «Лошадка»?» Например, дети изображают, как они едут на лошадке.

- досказывание детьми рифмующего слова;

- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист".

-драматизация с игрушками, если стихотворение дает в возможность использовать игрушку;

- воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского).

11 слайд

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.) Что дает мнемотехника? Расширяется ни только словарный запас, но и знания об окружающем мире. (12, 13, 14, 15 слайд - песня)

16 слайд

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох, умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. (Дыхательная гимнастика)

17 слайд

Выразительность исполнения требует развития техники речи: дыхания, дикции. С этой целью проводятся разнообразные упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

Практика (Четверостишия для расставления интонаций)

18 слайд

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка», Е. Благинина «Огонек», Д. Хармс «Кораблик», стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч»; Е. Серова «Одуванчик», и др.). В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используется наглядный материал.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). В этом возрасте популярны скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения юмористического стихотворения.

В подготовительной к школе группе даются для заучивания сложные стихотворения, басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в средней группе, но для лучшего воспроизведения уместно помогать детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

19 слайд

Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.

1. Все стихотворения в дошкольном учреждении разучиваются с детьми педагогом.

2. Не рекомендуется заучивать стихи хором.

Вопрос к педагогам : «Как вы думаете, почему?» так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

3. Стихотворение заучивается целиком, а не по одной строчке, желательно заучивать четверостишиями.

4 В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы.

5. В процессе заучивания наизусть воспитатель обращает внимание на выразительность чтения детьми. Нельзя допускать, чтобы при заучивании дети говорили монотонно, однообразно интонируя каждую строчку.

6. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.

20 слайд

Методика работы с детьми по театрализованной деятельности на занятиях строится поэтапно:

1) на первом этапе мы с детьми коллективно воспроизводим текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагаю читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т. п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т. п.

Практическая часть: чтение по ролям.

«Кошка на окошке рубашку шьет, Лошадь метлою избушку метет,

Курочка у печки блины печет, Гусь с коромыслом к колодцу идет».

Практическая часть: на две команды (каждый по-своему зарисовывает с помощью мнемотехники).

ЗАРИСОВКА СХЕМЫ СТИХОТВОРЕНИЯ С ПЕДАГОГАМИ.

21 слайд

Двигательный – после проведения предварительной работы вы даете ребенку установку на запоминание.

Взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении, показывает, какие движения они будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Главное, чтобы ребенок представлял все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

Например: Стихотворение Сергея Михалкова «ЩЕНОК»

21 слайд (вторая часть)

Практическая часть: Давайте придумаем движения (две команды).

Я сегодня сбилась с ног – (руки к поясу)

У меня пропал щенок. (руки к голове)

Два часа его звала, (руки ко рту)

Два часа его ждала, (руки полочкой)

За уроки не садилась (пальчиком вправо-влево)

И обедать не могла. (повороты головой вправо-влево)

Так же можно проговорить детям, что движения могут сопровождаться эмоциями.

Какие еще можно использовать игровые приемы?

22 слайд

P.S : НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО НЕ ВСЕМ ДАНО ПОКОРЯТЬ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ СЦЕНЫ. КАЖДЫЙ РЕБЁНОК В ЧЕМ-ТО ТАЛАНТЛИВ. ЦЕЛЬ ПЕДАГОГА НАЙТИ ТО УМЕНИЕ ОТ КОТОРОГО РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. ВЕДЬ КОГДА РЕБЁНОК ЧУВСТВУЕТ УСПЕХ- ЭТОТ РЕБЁНОК СЧАСТЛИВ.

Сценка «Разговоры на горшках»

Вед: Много лет тому назад вы пришли к нам в детский сад. С детками – малышками, Катюшками, Иришками… Здесь под окнами стояли за детей переживали. И казалось вам тогда будет плакать он всегда. Дни промчались, как мгновенье. И прошло у вас волненье. Вот уже настал тот час – Проводить их в первый класс. Только вспомнить мы хотим, Как непросто было им!

1 реб: (хныча) Не хочу я в сад ходить, Лучше с мамой дома быть!

2 реб: Ну, не плачь, ну успокойся!

3 реб: Здесь спокойно, ты не бойся!

4 реб: Детский садик наш хорош, Лучше сада не найдешь!

5 реб: Тут нам варят очень вкусно, Борщ, пюре, салат с капустой.

6 реб: Булочки и запеканки Яблоки, пирог из манки. Где ещё поешь ты так?

1 реб: Хочу к маме!

7 реб: Вот чудак!

2 реб: Ты послушай, не реви! Лучше с нас пример бери!

3 реб: Мы давно уже не плачем Веселимся здесь и скачем!

4 реб: На зарядку ходим дружно, Оздоравливаться нужно!

5 реб: Кашу с маслом поедаем, А потом здесь заседаем!

6 реб: И танцуем, и играем, пьём коктейли, и гуляем…

7 реб: Здесь уютно и тепло, Здесь прекрасно и светло.

2 реб: Нас тут ждут и даже любят, Успокоят, приголубят.

3 реб: Так, что хватит, друг, рыдать, Прекращай скорей страдать!

1 реб: А меня здесь не обидят?

вместе: Нет!

1 реб: Ну, а мой успех увидят?

вместе: Да!

1 реб: Голодать я тут не буду?

вместе: Нет!

1 реб: Ну, а маму не забуду?

вместе: Нет!

1 реб: Хорошо, я постараюсь, Я, наверно, ошибаюсь. Буду в садик я ходить. Слёз не буду больше лить.

4 реб: Справишься ты! Так и знай!

Вместе: Тетя Таня, вытирай!

Прикреплённые файлы:

19-10-2022-14-10_6jm2v.pptx | 4236,58 Кб
 
Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум для педагогов «Правила и способы заучивания стихотворных форм для использования роли в театрализации» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Ильтер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Правила и способы заучивания стихотворных форм для использования роли в театрализации»
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 12:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД