МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период

Наталья Шурыгина
Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период

Цель: освоение организации поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов, Организация детской экспериментальной деятельности в летний период» размещена в разделах

- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Наглядный и раздаточный материал:

Подносы, стаканы или кружки с водой, листы бумаги, салфетки, бумажные полотенца, ёмкости с водой, емкости для воды, воздушные шарики, блюдца, восковые мелки, маркеры, пищевые красители, тонкие нитки, скотч, клеёнки, игрушки для инсценировки сказки, прозрачные емкости с крышками, воздушные шарики, мыльные пузыри, зубочистки, жидкость для мытья посуды, кусочки мыла, бумажные водолазы, ложки и вилки.

«Теремок»

Ход.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников в летний период. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.

Я не стану вам читать лекции. Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще лучше самому сделать. Я предлагаю сразу перейти к практической деятельности.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Детей обычно интересует, откуда всё берётся. Взрослых – куда всё девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти вопроса. Исследование и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности. Мы предлагаем вам сегодня погрузиться в мир неизведанного. А поможет нам в этом сказка.

Приглашаю Вас в сказку-действие.

А сказка эта…«Теремок»

(В ходе рассказа на фланелеграф выставляются фигуры животных).

Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетел комар-пискун и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

Видит — никого нет. Он залетел в горшок и стал там жить-поживать.

Прибежала мышка-норушка и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я комар-пискун. А ты кто?

— Я, мышка-норушка. Пусти меня к себе жить.

- Пущу. Очень я люблю играть на музыкальных инструментах, послушай мою музыку.

Опыт: «Музыкальные бутылки».

Задача. Узнать, как получаются звуки разной частоты.

Материалы. 2-3 одинаковые стеклянные стакана, вода, ложка или вилка, карандаш.

Действия. Постучите по пустому стакану ложкой или карандашом. Прислушайтесь к звуку.

Как можно изменить звук?

Налейте в стакан воды, постучите, прислушайтесь. Изменился ли звук? Почему?

Наливаем воду во все стаканы (разное количество) и ударяйте по стаканам

Можете ли Вы сыграть мелодию?

Вывод. Чем больше воды в бутылке, тем ниже будет высота звука. Это потому, что звуковые вибрации, слышимые нами, происходят из бутылки, и при добавлении воды она приобретает большую массу для вибрации. Чем меньше воды в бутылке, значит в ней меньше вес, который вибрирует, и звук выше.

Попробуйте с детьми придумать свою мелодию или сыграть ту, что знаете.

Комар - А что ты умеешь делать?

Мышка - Я могу без клея склеить два листа бумаги.

Опыт: «Можно ли склеить бумагу водой?».

Задача. Показать, что вода обладает «склеивающим» действием.

Материалы. Два листа бумаги, ёмкость с водой.

Действия. Возьмите два листа бумаги приложите их один к другому.

Попробуйте их сдвинуть так: один в одну сторону, а другой в другую сторону.

Смочите листы водой.

Приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущем опыте.

Что получилось?

Вывод. Вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

— Хорошо. Ступай ко мне жить.

Стали жить они вдвоем.

Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я мышка-норушка. А ты кто?

— Я, лягушка-квакушка. Я очень чистоту люблю и знаю много фокусов с мылом. Хотите, покажу?

Опыт: «Волшебное мыло».

Задача. Поднять блюдце при помощи мыла.

Материалы. Фарфоровое блюдце, вода, мыло.

Действия. Ополосните фарфоровое блюдце водой и поставьте на стол.

Возьмите кусок мыла.

Положите кусок мыла на дно блюдца и прижмите, а затем поднимите мыло, не сдвигая его.

Вместе с мылом будет подниматься и блюдце.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем.

Бежит зайчик и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— Я заюнок-кривоног, по горке скок.

_ Что ты умеешь делать?

_ А я могу спрятать предмет в воде, да так, что он не промокните.

Опыт: «Водолаз».

Задача. Показать, что воздух есть везде. Воздух легче воды.

Материалы. Ёмкость с водой, пластиковый стакан, зеленый листочек (камешек, скотч.

Действия. Прикрепите скотчем ко дну пластикового стакана зеленый листочек (камешек).

Перевернув вверх дном стакан, опустите на дно ёмкости с водой, держа его прямо.

Заполнила ли вода стакан?

Достаньте стакан и посмотрите, промок ли предмет

Вывод. Так получается, потому что стакан заполнен воздухом. Вода не может вытеснить воздух, поэтому «водолаз» остаётся сухим. Что произойдёт, если наклонить стакан?

- Ступай к нам жить.

Стали они жить вчетвером.

Бежала мимо лиса и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка,.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, заюнок-кривоног, по горке скок. А ты кто?

— Я, лиса — при беседе краса. Пустите меня к себе жить.

- А что ты умеешь?

Опыт «Шишка»

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет, она опять откроется!

— Ступай к нам жить.

Стали они жить впятером

Прибежал волк:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка,.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

— Я, лиса — при беседе краса. А ты кто?

— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. Пустите меня к себе жить.

- А что ты умеешь делать?

Опыт: «Радуга в стакане».

Материалы. сахар, гуашь, стаканчики (5-7шт, ложечка, шприц

Действия. Возьмем стаканчики (один оставляем чистым, насыпаем в первый стакан 1 ложку сахара, в другой 2 ложки сахара и т. д., добавляем по 3 столовые ложки воды, размешиваем сахар (на сколько это возможно, добавляем гуашь, размешать. Набираем в шприц раствор, начиная с самого большого количества сахара, выливаем в чистый стаканчик, не разбалтывая, наливаем следующий цвет и т. д.

Вывод. Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

— Ступай к нам жить.

Вот живут они семеро все вместе — и горя мало.

Пришел медведь и стучится:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, комар-пискун.

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.

— Я, лиса — при беседе краса.

— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?

— Я вам всем пригнетыш. Пустите меня к себе жить. Я научу вас рисовать мыльными пузырями.

Опыт: «Мыльные пузыри».

Материалы. Пластиковые стаканчики, палочки для коктейля, вода, моющее средство, краски, бумага, карандаши или фломастеры.

Действия. Налейте в стаканчик немного воды, добавьте краску и размешайте.

Далее, добавьте в воду моющего средства.

Опустите палочку для коктейля в стакан и подуйте.

Что происходит?

Приложите лист бумаги к стакану и аккуратно прижмите.

Что получилось?

Сделайте ещё несколько отпечатков.

Дорисуйте фломастерами.

То, что получилось, очень понравилось всем. Пристроили они и для медведя жильё и стали дружно жить, да весь мир удивлять.

Вот и сказке конец, а кто с нами был – молодец.

Один очень важный совет: не торопитесь давать детям готовые ответы, пусть они сами подумают о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период» Лето – прекрасное время года. В большинстве случаев долгожданный отдых - заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы – ждет нас.

Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период». Часть вторая Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию ещё несколько идей для организации досуга детей. Рисование мелками. В самую жару, когда.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период»Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период» Описание: Данный материал будет полезен, прежде всего, для родителей, а также и для воспитателей дошкольных учреждений (в качестве информации.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Организация детского досуга в летний периодОрганизация детского досуга в летний период Задачи: - Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка; - Развивать быстроту, ловкость, инициативу, выдержку; - Воспитывать.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Шурыгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов. Организация детской экспериментальной деятельности в летний период
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 08:58
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД