МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества» (6 фото)

Ирина Козаева
Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества»

Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народным искусством Северной Осетии-Алании.

Участники семинара : воспитатели, специалисты.

Материалы и оборудование:

• мультимедийная техника (экран, ноутбук, видеопроектор);

• диск с презентацией;

• женский праздничный костюм;

изобразительные материалы: краски, кисти, клей-карандаш, баночки с водой, салфетки, бумажные полоски размером примерно 3 см х 30 см;

• силуэты женского национального платья, изображенные на листах ватмана;

• мольберты 2 штуки.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Мир народного творчества“» размещена в разделах

План проведения семинара :

1. Вступительное слово о проблеме.

2. Просмотр презентации «Народное творчество РСО-Алания».

3. Практическая часть: «Педагогическая мастерская».

а) Изготовление элементов праздничного национального осетинского женского костюма.

б) Музыкально-двигательная пауза - игра «Слепой медведь».

в) Оформление коллективной работы «Праздничный наряд».

4. Подведение итога семинара.

Воспитатели сидят за столами, на которых приготовлены необходимые матер

Ход семинара:

Теоретическая часть:

Вступительное слово.

Открыть семинар-практикум хочется словами академика Д. С. Лихачё ва: “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”.

Итак, в рамках семинара рассмотрим такие понятия, как народная культура, народное творчество, народное искусство.

Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это “совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. И именно село принято считать создателем культуры народа, народных традиций.

С раннего детства ребенок впитывает в себя культуру, в которой родился. Она входит в него с ритмом колыбельных песен, шумом ветра, голосами и улыбками близких людей, окружающим пространством. Так создается некая матрица, которая определяет психологию и поведение ребенка. Это видение мира ложится в основу ценностей и мотивов поведения, формирует модели общения и взаимодействия. Культура во многом обуславливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Каждый народ имеет свою культуру. Национальная культура необходима человеку, потому что она находится в гармонии с национальным характером.

В глубокой древности для удовлетворения эстетических потребностей человека в его повседневной жизни возникло народное искусство. Оно было представлено архитектурой, а также изделиями из самых разных материалов: керамикой, ткачеством, вышивкой, резьбой по дереву, живописью, художественной ковкой.

Вначале народное искусство развивалось как элемент художественного оформления различных бытовых предметов: посуды, одежды, инструментов и орудий труда, жилища. Нередко это оформление носило магический характер, отражая древнейшие мифологические представления об устройстве мира, окружавшего человека. Часто образы народного искусства имели охранительное значение, напр., вышивка на одежде или орнамент на жилище

Просмотр презентации «Народное творчество Северной Осетии». Содержание:

Уважаемые педагоги, я предлагаю вашему вниманию презентацию «Народное творчество Осетии».

1. Народное искусство родного края – неотъемлемая часть национальной культуры. Народная культура включает в себя такие понятия, как: народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражал свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.

2. Живших до нас мы знаем по сказаниям, песням, легендам, а также благодаря множеству полезных и красивых вещей. Рассматривая старинную праздничную одежду наших предков, не перестаёшь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способностей не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность.

3. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей. Он представляется образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает многие сокровенные тайны и законы совершенства народного искусства. Мастера использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, разнообразные вставки.

а) Мужской национальный костюм.

Вся одежда осетин — от головного убора до обуви — раньше изготовлялась преимущественно женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили вручную, особенно в горах.

Национальная мужская одежда осетин состоит из бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из бурки и башлыка.

Так называемый бешмет составляет один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы.

Знаменитую черкеску шьют из сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Высоко ценилось для черкески сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,— из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.

Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью.

Бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочевника, также является одним из важных элементов одежды предков осетин — скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ. К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц, служившая зимней верхней одеждой.

Большим разнообразием в Осетии отличаются головные уборы. К традиционным головным уборам осетин относятся войлочные шляпы (нымат худ, и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Национальным своеобразием отличается и обувь осетин. Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.

Вообще, национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Осетинская национальная одежда имеет много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, что обусловлено общекавказской этнической основой и общностью географических условий.

б) Женский национальный костюм

Женский осетинский праздничный костюм сохранился лишь как элемент церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц.

Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки.

Осетинский женский костюм, по описанию многих древних историков, изначально не сильно отличался от мужского по покрою. Праздничное женское платье теперь имеет прямую спинку без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом спереди. На бедра обычно подвязывался богато орнаментированный бархатный передник, который выступал из- под платья. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава, сделанные из тяжелого, расшитого золотыми нитями бархата бордового цвета. Стан стягивался красивым позолоченным поясом. Необходимой принадлежностью костюма девушки и молодой женщины являлась невысокая круглая бархатная шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном.

В качестве повседневного носили платье со сборами в талии, со стоячим и отложенным воротником, с прямым разрезом на груди до пояса, с сужающимися к запястьям рукавами.

4. Богатый внутренний мир осетинского человека, талантливого и в деле, и в веселье нашел отражение в старинных праздниках и обрядовом фольклоре. Наши предки стремились передать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней,

Стороны своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну

Не забывайте осетинские обычаи,

Ценить умейте старину!

Практическая часть: «Педагогическая мастерская».

1. Изготовление элементов праздничного осетинского костюма:

Рассматривание женского праздничного костюма, обращая внимание на содержание орнамента вышивки, состоящей из знаков-символов.

Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества»

Рисование элементов узора на бумажных полосках «Поясок»

Фото «Мир народного творчества»

2. Музыкально-двигательная пауза – осетинская народная игра «Слепой медведь»

Семинар-практикум для педагогов - фото

3. Оформление коллективной работы «Праздничный наряд». Наклеивание элементов орнамента на бумажное платье.

Фото №1 Цель формирование гражданско патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народным искусством Северной Осетии Алании Фото №2 Участники семинара воспитатели специалисты Фото №3 Публикация Семинар практикум для педагогов Мир народного творчества размещена в разделах Методические материалы для педагогов и воспитателей Народная культура фольклор Работа

Подведение итога семинара.

Важным средством формирования нравственности является народная культура.

Испокон веков в народной культуре отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать благородством, силой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку.

С народной культурой ребенок соприкасается с первых месяцев жизни. Осетинские потешки и сказки, песни, народные праздники и игры, одним словом народное творчество – всё это пришло к нам из глубины веков, и как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот светлый и добрый мир.

Чтобы ребенок понимал смысл добра, совести, познавал мир, задумывался над вопросом: во имя чего я живу на земле? – надо открыть ему глаза и сердце на прошлое своего народа.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Учимся играть на ложках» Семинар - практикум для педагогов на тему: «Учимся играть на ложках» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её.

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие» Цель: развитие фантазии, воображения, творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие».

Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком»Семинар-практикум для педагогов «Игры с песком» Составили: Кузеро С. В. – воспитатель, Копаш И. В. – воспитатель, Высоцкая Т. И. – учитель-логопед Цель: Повышение профессиональной компетентности,.

Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми»Семинар-практикум для педагогов «Общение с детьми» Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми» Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум для педагогов «Валеология в ДОУ» Семинар – практикум для педагогов «ВАЛЕОЛОГИЯ В ДОУ» Цель: уточнять и закреплять знания педагогов о валеологической культуре дошкольников,.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию» Семинар – практикум для педагогов Тема: «Путешествие в экологию» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ д/с № 9 города Ставрополя Левичева.

Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива. Задачи: 1) Обучить новому приему позитивного мышления. 2) Снятие.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Семинар-практикум «Способы психологической разгрузки для педагогов» Техники управления стрессомКак ослабить «предстартовую лихорадку», когда излишнее волнение появляется накануне важных событий (выступление.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Козаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Мир народного творчества»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 16:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД