Папки-передвижки

Современные подходы к организации нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников

Екатерина Хролец
Современные подходы к организации нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников

Тема: «Современные подходы к организации нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Цель: Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно – патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

Начало

Собрать пазл.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Публикация «Современные подходы к организации нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

1 слайд - Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Гимн РФ

2 слайд - Определение ПВ

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

3 слайд - Актуальность

В современном обществе проблема патриотизма стоит очень остро, наблюдается кризис патриотических чувств : дети не уважают ветеранов и считают фашистов освободителями народов, призывники не хотят идти в армию, взрослые ругают правительство и говорят о лучшей жизни за границей. В таких условиях правительство заявило о необходимости усиления патриотического воспитания в детском саду и школе. К чему это может привести? Да к самым непредсказуемым результатам и прямо противоположным тому, чего хотят получить. То есть, если вменить в обязанность чувство патриотизма, то получим полную ненависть в чистом виде. Заставить любить невозможно, в том числе и любить Родину. Полюбить можно только добровольно.

Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому, главная задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к своим близким и гордость за страну, свой народ, проживающий в ней, яркие воспоминания про место, где родился, и уважение к своей Родине, желание ее беречь, содействовать ее расцвету.

4слайд - Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства.

Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

5 слайд - Зачитать немного с презентации задачи.

6 слайд - Федеральный проект

Согласно Закону "Об образовании" от 29 декабря 2013 г. выделено несколько направлений в работе по формированию патриотического и нравственного воспитания дошкольников.

7 слайд – направления

Вот несколько основных направлений.

1 направление: Духовно – нравственное

2 направление: Воспитательно - развивающее

3 направление: Культурно – образовательное

4 направление: Трудовое

5 направление: Гражданско – правовое

6 направление: Спортивно - патриотическое

8 слайд Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками :

Ежегодно в ДОО составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: обустройство патриотических уголков, организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок, мероприятия посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

9 слайд - Примерная модель работы по патриотическому воспитанию дошкольников. (Схема-табличка)

Примерные тематические блоки:

• Блок – «Семья».

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

• Блок - «Мой детский сад»

Детский сад это маленькое государство в котором всем должно быть интересно жить и трудиться, познавать мир, творить.

• «Блок - «Мой город».

Можно организовать серию экскурсий по улицам и крупным предприятиям города. Познакомить дошкольников с ветеранами, живущими в городе. Традиционным стало в зимнее время забота о птицах города (участка). Во время зимних прогулок дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями.

• Блок - «Моя малая Родина».

Знакомим дошкольников с родным селом, краем и родной страной, воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что поселок - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

• Блок – «Страна, ее столица, символика».

Изучение государственной символики (Флаг, герб, гимн) А также географические и климатические характеристики России.

• Блок – «Служение Родине. Наша Армия».

Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.

• Блок - «Культура и традиции».

Знакомить детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Рождество - колдовство», «Масленица», «Праздник Белого месяца», «Осенины», акцию «Наряди живую елку».

• Блок – «Правила, по которым мы живем».

Знакомить детей с идеями толерантности и терпимости, многонациональности народов в России. Объяснить систему правил совместного проживания на территории страны.

А теперь немножко отвлечемся и отдохнем.

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)

3. Официальная эмблема государства? (Герб)

4. Земля где ты родился? (Родина)

5. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья)

6. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу? (Патриотизм)

7. Древнее название России? (Русь)

8. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция)

9. Что является государственной символикой? (Герб, гимн, флаг)

10. Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага РФ, начиная сверху, что они обозначают? (Белый, синий, красный)

11. Что изображено на гербе Забайкальского края? (Летящий одноглавый орел с серебряными лапами и клювом, держащий в когтях лук, тетивою вниз и стрелу с серебряным оперением и наконечником. Направление орла справа налево)

12. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни? (Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

13. Почему красная площадь так называется? (Красная – значит красивая)

14. Почему матрешка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды)

В систему планирования проектов, мероприятий и программ рекомендуется включать проведение праздников и мероприятий по формированию патриотической позиции.

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОО приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день, День пожилого человека, День матери, День знаний и т. д.

10 слайд - А сейчас давайте с вами поиграем в подвижную игру поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе все по 3 три ленточки, остальные 6 человека держат каждый свою ленточку, и по очереди начинают плести пояс, пока не сплетут косичку.

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей:

• Коммуникативной

• Познавательной

• Продуктивной

• Музыкально – художественной

• Двигательной

11 слайд - Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: (семинары практикумы, деловые игры, показ открытых занятий и т. д.)

2. Создание предметно – развивающей среды. Для детей раннего дошкольного возраста свойственен наглядно – действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно – образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно – логический тип мышления (хотя ведущим по прежнему остается образное мышление).

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей – начальное звено воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой. Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.

12 слайд - В младших группах важно помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознание своей индивидуальности, особенность, неповторимость. На образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Я и моё тело» дают знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний.

В средней группе дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняется представление о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов.

В старших группах помогают ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки, воспитывают у детей уважение к себе, развивают способность решать проблемы и преодолевать неудачи. Учат верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже имеет делать. Учат детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки.

В подготовительной группе формируют доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я есть!». Учат защищать и знать свои права, воспитывали чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери.

13 слайд - Современный подход к нравственно- патриотическому воспитанию дошкольника проходит через интерактивность

Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Данный приё м позволяет решить сразу несколько задач:

• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

• провести мониторинг знаний и интересов детей;

• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

А сейчас посмотрим какие вы внимательные

• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)

• Что держит орел в правой лапе? (Жезл. Это символ власти)

• Что держит орел в левой лапе? (Укороченный скипетр)

• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец)

• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)

• Форму какого предмета имеют гербы? (щит)

Игра: «Скажи пословицу по-русски»

На листочках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаю их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

1. «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.)«Баба с возу - кобыле легче»;

2. «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финск.)«Язык до Киева доведёт»;

3. «Тот, кто спит с собаками, проснется с блохами» - «С кем поведёшься, от того и наберёшься»;

4. «Поступки говорят громче, чем дела»- «Не по словам судят, а по делам»;

5. «Любое начало тяжело» (немец.) - «Первый блин комом»;

6. «Без ученья нет и уменья» (вьетнам.) - «Ученье - свет, не ученье – тьма».

7. Голова венец телу, а глаза алмазы в том венце (азер) «глаза зеркало души»

8. Разговорами рис не сваришь «Соловья баснями не накормишь»

Релаксация «Цветок в ладошках»

Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).

«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»

Дмитрий Лихачев сказал:

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. А что такое Родина?. Родина – это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. «Где родился, там сгодился», эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о ее смысле. Так как же ее понимать? – Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Таким образом, у каждого из вас возникает свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. А сейчас мы предлагаем вам по очереди продолжить фразу. «Я горжусь своей страной, потому что я?».

Спасибо дорогие коллеги, за ваше внимание!

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Настольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольниковНастольная игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Письмо в штаб» для старших дошкольников Авторская игра (пособие) по нравственно-патриотическому воспитанию» Настольная игра «Письмо в штаб» для детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:

Публикация Современные подходы к организации нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Хролец на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Современные подходы к организации нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 08:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД