Получи документы

Семинар на тему «Использование элементов Лего-технологии и интерактивных игрушек на логопедических занятиях»

Татьяна Петровна Иванова
Семинар на тему «Использование элементов Лего-технологии и интерактивных игрушек на логопедических занятиях»

Категория: учителя-логопеды, педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Цель: Знакомство учителей-логопедов с возможностями LEGO-конструирования и интерактивных игрушек в речевом развитии детей.

Задачи семинара :

• Дать представление об использовании LEGO-технологии интерактивных игрушек в коррекционной работе с детьми;

• Познакомить с вариантами игр с конструктором LEGO, с интерактивными игрушками на логопедических занятиях.

Публикация «Семинар на тему „Использование элементов Лего-технологии и интерактивных игрушек на логопедических занятиях“» размещена в разделах

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. И полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является ЛЕГО-технология.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Работа по развитию речи с применением «LEGO» - технологий делает коррекционно-образовательный процесс более результативным.

Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению предложенного материала.

Очень важно вовремя заметить отставание в формировании речевой функции у детей и скорректировать, простимулировать её развитие.

Игры при проведении Артикуляционной гимнастики.

Задание 1. Предлагаю детям найти и поставить на плато 3 детали в ряд: круг, трубочка, кирпичик. Показываем на детали и выполняем артикуляционные упражнения: «Колечко», «Трубочка», «Заборчик». Как вариант, можно называть детали в разнобой, дети должны выполнить соответствующую позу.

Задание 2. Предлагаю детям поставить на своих плато 5 деталей в следующем порядке: красную – в середину, зеленую - вверху, желтую - внизу, синюю - слева и оранжевую - справа. Показываем на детали и выполняем упражнения для языка: «Качели», «Часики», «Парус», «Киска сердится», «Лопаточка», «Иголочка». /при выполнении этих заданий также развивается мелкая моторика и пространственная ориентация/

Для развития правильного речевого выдоха играем в такие игры, как «Качели», «Забей мяч», «Лабиринт». Мы с детьми сначала строим то, что нам нужно для игры, а затем играем. Напоминаю детям, глубокий вдох делаем через нос, выдох ртом, губы сложены трубочкой. При этом обращаем внимание на то, чтобы щеки не надувались и плечи не поднимались. Выполняем упражнение несколько раз, …

Игры для развития звукопроизношения и фонематического слуха:

«Произнеси звук кратко и протяжно» : Выкладываем на плато детали конструктора, чередуя короткие и длинные элементы. Предлагаю детям послушать, как гудит самолет: «л-л-л». Он может издавать протяжный звук: «л-л-л» и краткий звук: «л». Затем дети превращаются в самолеты и начинают летать по очереди, по схеме, которую выложили на плато». Ребенок показывает пальцем на первый, выложенный на плато элемент конструктора, и произносит звук [Л]. Если элемент длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.

Игра «Где находится звук?» /на определение места звука в слове/ : Дети выкладывают на плато цепочку из трех деталей конструктора: красной, желтой, зеленой. Напоминаю, что у каждого слова есть начало, конец и середина, так же, как у ваших схем на плато. Прошу показать деталь в начале схемы, в конце схемы, в середине схемы. Дети называют картинки и определяют, где в этих словах находится звук «Л». Можно взять человечка и переставлять его.

Игра «Продолжи узор и произнеси слоги» : Даю детям задание: Продолжите узор на плато из красных, желтых и зеленых элементов. Создаю игровую ситуацию: Вы уже знаете, что наш веселый самолет любит разные песенки. Но иногда он путает слова этих песенок. Давайте ему поможем. Договоримся, что красная деталь – это слог «ЛА», желтая – слог «ЛО», зеленая – слог «ЛУ». Постарайтесь не перепутать и пропеть песенку правильно». Ребенок указывает пальчиком на элементы ряда и произносит слоги в зависимости от его цвета.

Игры для детей младшего возраста:

«Изучаем цвета» : ребенок должен отсортировать кирпичики по цвету. Из кирпичиков одного цвета строится башня. / спросить: У тебя какая башня, высокая или низкая?/

«Найди лишнее» - игра на развитие логического мышления у детей. В ряду подобных предметов необходимо найти лишний.

«Хватает – не хватает – лишнее» : берем какое-то количество лего - животных и какое-то количество (чуть меньше, либо больше, либо аналогичное) кирпичиков. Количество животных и кирпичиков берем в пределах чисел, до которых дети уже освоили счет. Ребенок должен ответить: хватает ли кирпичиков на всех животных (поровну ли их, есть ли лишние, или кому-то не досталось кирпичика. Кирпичик в данной игре можно условно назвать, например, кусочком печенья и т. п. Для того, чтобы ребенок правильно мог назвать ответ, наглядно показать, как кирпичики распределить между животными.

«Покажи правильно» : ребенок должен выбрать фигуру, которую называет педагог. Например: «Выбери кирпичик самый длинный, самый короткий и т. д.».

«Построй логический ряд» : Ребенок должен продолжить начатый логический ряд.

Для развития понимания речи, выполнения инструкций можно предложить игры с куклой и матрешкой. Даем словесную инструкцию: положи куклу на кроватку, посади на качели, покачай её, покорми и т. д. затем можно спросить, где кукла, что она делает, что ты делал? И т. д.

Игра «Где матрешка?» /на развитие понимания и употребления предлогов/ Педагог передвигает Матрешку в постройке из лего : ставит на крышу, садит на кровать, прячет за дом. Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше. Затем ребенку даем задание: поставь матрешку на крышу, в дом, перед домом, спрячь за дом и т. д.

Игра «Что сделал мальчик» : Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок. Педагог задает вопросы детям, демонстрируя действие человечков на построенном домике из Лего-конструктора.

-Что делает мальчик?- Мальчик бежит.

- За что забежал мальчик?- Мальчик забежал за дом.

- К чему подбежал мальчик. - Мальчик подбежал к дому.

- Откуда выбежал мальчик?- Мальчик выбежал из дома.

Затем дети сами выполняют действия человечков по заданию логопеда.

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Лего-конструирование при закреплении лексических тем в разной деятельности помогает детям, более эмоционально проявлять свои познавательные возможности. Можно использовать различные задания на построение героев изученных сказок, пройденных животных, растений, транспорта, строительства зданий, при закреплении ПДД. Лего-конструктор приходит на помощь в тех случаях, когда ребята участвуют в подготовке к театральной постановке. Сначала они строят своих героев из конструктора, и, репетируя, озвучивают их. Поправляя детей, педагог указывает на ошибки их героев, а не их самих, что позволяет некоторым ребятам перестать бояться совершить ошибку.

Игра «Рассели животных по домам» /определение количества слогов в слове/

Сначала проводится предварительная работа: дети из элементов конструктора строят дома с одним, двумя, тремя окнами. Затем детям раздаются фигурки животных, названия которых состоят из одного, двух и трех слогов. Задача детей – «расселить животных» в соответствии с количеством слогов.

Игра «Паровоз» Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор фигурок домашних и диких животных.

На первом этапе занятия дети строят паровоз и 2 вагончика. Затем создаю игровую ситуацию: Наши животные отправляются в путешествие на поезде. Надо рассадить их по вагонам. Только нельзя их смешивать между собой – в левом вагоне поедут домашние животные, а в правом – дикие. Задача детей – рассадить игрушки по вагонам, согласно инструкции.

Можно расселить животных по наличию звуков в слове: в 1-ый вагон со звуком С, во 2-ой со звуком Ш. или на этом поезде поедут только те животные, в названии которых есть заданный звук /например, звук Л/

Игра «Веселый счет» : Сосчитать фигурки животных, поставить на кирпичик с нужной цифрой и сказать, кого сколько, например, один кот, два жирафа и т. д.

Дети с удовольствием играют в такие игры «Один – много», «Детеныши потерялись», «Назови семью», «Скажи ласково».

Игра «Составь предложение» : дети составляют предложения по картинкам и строят схему из деталей конструктора, делают анализ предложения.

Играя в констуктор Лего, можно развивать и связную речь. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Например, можно построить железную дорогу, паровоз с вагонами и отправиться в путешествие. Можно соорудить ферму и разводить там животных. Дети комментируют свои действия, а затем составляют рассказ.

Игра «Путешествие в зоопарк» : Детям предлагается совершить увлекательное путешествие вместе с Димой в зоопарк. Для этого нужно комментировать действия, совершенные Димой.

Дима из дома. /дети добавляют (вышел, речку по мостику он. (перешел) и дальше. (пошел). Дима к дороге. (подошел, в машину сел и. (поехал). По дороге. (ехал, в горку. (въехал, с горки. (съехал, озеро. (обьехал, кочку. (переехал, и в зоопарк приехал. Кого Дима там увидел? /дети рассказывают/

Конструктор LEGO можно использовать при подготовке к обучению грамоте. Можно конструировать определенную букву при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука.

Игра «LEGO-алфавит». Задание: построить из различных деталей конструктора какую-то букву.

Варианты игры: 1. Построй такую же букву как у меня. 2. Найди на картинке такую же букву. 3. Построй все буквы алфавита.

Есть у нас еще такой замечательный конструктор «Прослова», на деталях которого изображены буквы. Его можно использовать при подготовке к обучению грамоте.

Задания: найдите нужные буквы /О С К/, составьте из них слово, предложение с этим словом.

Игра «Раз словечко, два словечко» : Из длинного слова КОНСТРУКТОР составить и выложить из букв короткие слова.

Варианты игры: 1. Угадайте, какое слово я хочу написать (из нескольких заранее выложенных букв); 2. Кто больше составит слов; 3. Из букв выложить слог, слово.

Интерактивную игрушку «Пчелки» можно использовать при проведении артикуляционной гимнастики, дети программируют пчелку, она едет до нужной картинки, дети выполняют упражнение. На этапе автоматизации звуков в изолированном виде предлагаю детям такие задания:

1. Помоги пчелке долететь до цветочка, пожужжи вместе с ней: «жжжж».

2. Помоги трактору доехать до поля, заведи мотор: «тррр».

3. Помоги самолету долететь до аэропорта, погуди вместе с ним: «лллл».

4. Помоги машине добраться до гаража, заведи мотор: «тррр».

Дети программируют пчелку, и, пока пчелка едет, произносят нужный звук.

При автоматизации звуков пчелка доезжает до нужной картинки, ребенок четко называет ее, определяет место звука в слове, можно сосчитать количество слогов и составить предложение.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение Лего-технологий способствуют :

- Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук

-Развитию лексико-грамматических средств

- Совершенствованию связной речи

- Овладению звуко-буквенным анализом составом слов

- Формированию графического образа букв, развитию тактильных ощущений

- Постановке и автоматизации звуков в ходе игры

- Формированию и развитию правильного речевого выдоха

- Формированию пространственной ориентировки

Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

В силу своей универсальности лего-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить образовательный процесс в ДОУ. И может быть использован логопедами и педагогами на занятиях.

Список источников:

1. Быкова, Н. В. Использование LEGO-технологий для активизации речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Быкова // Филологическое образование в период детства. - 2015. - Т. 22. - С. 17-19. - URL : https://elibrary.ru/item.asp ?id=25722029 ( Дата обращения: 10.11.2020).

2. Ключникова, М. В. Развитие речи дошкольников средствами образовательного конструктора LEGO «Построй свою историю» [Электронный ресурс] / М. В. Ключникова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы : сб. науч. - метод. ст. / под ред. Н. Н. Зыковой - Йошкар-Ола, 2014. - С. 22-25. - URL : https://elibrary.ru/defaultx.asp ( Дата обращения: 10.11.2020).

3. Мельникова, О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС / О. В. Мельникова. - М. : Учитель, 2018. - 79 c.

4. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду / Е. В. Фешина. - М. : Сфера, 2018. - 125 c.

6. Lego Education "Построй свою историю" : из опыта апробации. [Электронный ресурс]. - URL : https://iso- mz.blogspot.ru/2014/02/lego-education.html ( Дата обращения: 10.11.2020).

Публикации по теме:

Использование интерактивных игрушек. Знакомство с игрушкой «Чебурашка-дружочек»Использование интерактивных игрушек. Знакомство с игрушкой «Чебурашка-дружочек» Добрый день уважаемые коллеги Разрешите предложить Вашему вниманию тему- использование интерактивных игрушек Цель-познакомить детей.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятияхИспользование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар на тему «Использование элементов Лего-технологии и интерактивных игрушек на логопедических занятиях» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар на тему «Использование элементов Лего-технологии и интерактивных игрушек на логопедических занятиях»
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 22:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД