МААМ-картинки

Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»

Анжела Терещенко
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»

Мне хочется вас попросить на минутку закрыть глаза, представить себе творческого человека, давайте возьмем, творческого ребенка, что его окружает. Открываем глаза, что вы себе представили? (ответы)

Да, это ребенок окруженный: красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собой. Объединяя свойства этих разных предметов, ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.

Публикация «Семинар „Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства“» размещена в разделах

В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов.

МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».

В чем он заключается?

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно вы-бранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов».

Рассмотрим несколько примеров.

Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.

Совершенствуемый объект : стул.

Шаг 2. Выбираем случайные объекты

Случайные объекты : елка, олень, фонарь

Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов.

Характерные свойства или признаки случайных объектов

1. Елка: колючая

2. Олень: рогатый

3. Фонарик: светящийся

Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

Новые сочетания

1. Стул колючий

2. Стул рогатый

3. Стул светящийся

Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

Новые идеи

• Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости

• Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей

• Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением

Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.

Поиграем в игру «Изобретатели».

Игра «Изобретатели»

Цель: научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.

- Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг).

Ответ: Предположения.

1 шаг – выбираем фокальный объект

- Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко. Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.

- Что нам нужно сделать дальше?

Ответ: Выбрать случайные объекты.

2 шаг – выбираем случайные слова

1 вариант: Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….

2 вариант: Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу», на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…

3 вариант: Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень).

И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов

Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту

Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

Рассматриваем: Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

6 шаг - смастерим?

Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»

Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.

Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.

Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.

Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.

Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.

Игра «Необычный подарок»

Приглашаю двух «девочек».

- Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)

- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например:

Даша М. : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита И. : - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.

Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!

Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.

Способствует развитию : ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.

Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Надеюсь, МФО откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ.

Прикреплённые файлы:

mfo_ljpov.ppt | 15214 Кб
 
Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника Подготовила: педагог-психолог Кутор Н. С. От развития.

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста .

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста (1 слайд) Пескотерапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка. (2 слайд) Речь является одной из важнейших психических.

Проект «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ПРОЕКТ на тему: "Арт-терапия, как метод.

Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития Проектный метод в детском саду. Содержание. 1. Общие понятия и история развития метода. 2. Проектный метод в России. 3. Проектный метод.

Семинар для педагогов на тему «Метод организации дидактических игр» Автор: Калиничева Мария, воспитатель ГККП «Ясли-сад № 19 г. Павлодара», Казахстан План проведения: 1. Приветствие «Круг радости» 2. Теоретический.

Синквейн-как метод развития речи у детейСинквейн-как метод развития речи у детей Синквейна в работе с дошкольниками. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса в работе с дошкольным возрастом.

Сказка своими руками. Театрализованная игра — эффективный метод развития ребенкаСказка своими руками. Театрализованная игра — эффективный метод развития ребенка Театр, театрализованная игра- это наиболее эффективный метод развития ребенка. Развитие его творческих способностей, развитие речи. Играя.

Занятие «Чудесный лес» по схеме многоэкранного талантливого мышления по методу фокальных объектов (МФО)Занятие «Чудесный лес» по схеме многоэкранного талантливого мышления по методу фокальных объектов (МФО) ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ЧУДЕСНЫЙ ЛЕС» по схеме многоэкранного талантливого мышления по методу фокальных объектов (МФО) Программное содержание:.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анжела Терещенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 06:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД