МААМ-картинки

Семинар для воспитателей «Сказка учит и воспитывает»

Елена Шевнина
Семинар для воспитателей «Сказка учит и воспитывает»

1

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»

Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она помогает родителям доступным языком научить детей жизни, рассказывает им о добре и о зле. Для малышей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых.

Публикация «Семинар для воспитателей „Сказка учит и воспитывает“» размещена в разделах

Народные сказки передавались из поколения в поколение тысячи лет. Сказки были важной частью культуры народа. С помощью увлекательной истории маленький человек с удовольствием усваивал, что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда побеждает зло, а поэтому лучше быть хорошим.

Достоинство сказок заключаются в следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Неопределенность места действия главного героя.

Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

Победа Добра. Психологическая защищенность.

Наличие Тайны и Волшебства.

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

1 Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории — это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

2 Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

3 Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок — сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение.

4 Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой :

I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т. д.

2) что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т. д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

II. Проблемные ситуации. Проблемные ситуации дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя.

III. Сочинение сказки.

Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок :

Выбор главного героя.

Создание места, в котором приятно находиться герою.

Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть).

Описание любимых и не любимых занятий главного героя.

Рассказ о главной мечте (желании) героя.

Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями)

Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя)

2

Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»

Л. Д. Короткова.

Универсальная методика работы со сказкой, разработанная педагогом Л. Б. Фесюковой, развивает образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.

В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Методом развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Задаем вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…

Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. В этом плане нельзя не отметить «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.

Например, ваш ребенок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?». Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели.

Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что с помощью сказки мы можем :

- учить детей сравнивать, сопоставлять;

- формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

- ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

К примеру:

«Докажи, что Аленка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке»;

Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

3

Фантастические истории, рассказанные к месту и вовремя, способны раскрепостить ребенка и поддержать его в трудные жизненные моменты.

И еще об одной форме работы. Когда необходимо подобрать, выбрать или сочинить сказку, необходимую в данной ситуации или данному ребенку.

Выбираем сказку.

Дети ориентируются на лучшие качества того человека (или персонажа, которого выбирают себе в качестве образца для подражания. Например, Русалочка из сказки Андерсена, с которой так часто ассоциируют себя девочки, - пример жертвенной, трагичной героини. Иван-дурак - персонаж добрый, хотя и ленивый. Дядя Федор - ответственный и порядочный.

«Полезная» сказка должна моделировать ситуацию, в которую попал ребенок. Например, истории из разряда «о принцессе, которая впервые пошла к зубному врачу» очень полезны в борьбе со всевозможными страхами.

К педагогичным сказкам можно отнести и современные комиксы с супергероями (в обычной жизни они - простые ребята, но владеют силой, помогающей им бороться со злом, смешные стихи («Вредные советы» Григория Остера. Рассказывая такие сказки не нужно указывать на сходство ребенка с персонажем. Ребенок сам все поймет. Такие сказки нужно вместе обсудить. Вот несколько таких сказок :

“Кот, Петух и Лиса” – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха).

Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Литература:

1 Read more : https://my-happybaby.ru/skazkoterapiya-ili-vospitanie-skazkoj#ixzz3RnTSBDTQ

2 Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Тренинг по сказкотерапии.

3 Фесюкова Л. Б. "Воспитание сказкой"

4 Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по методике Л. Фесюковой "Воспитание сказкой"

5 https://www.detskaya.com.ua/vospitanie_skazkoj/

6 https://interes.ucoz.com/publ/vospitanie/skazka_uchit/4-1-0-16

Публикации по теме:

«Сказка учит жить». Консультация для родителей Хорошо известно, что главным средством развития ребенка в дошкольном возрасте является родное слово. Как отмечал великий русский педагог.

Проект «Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит» (с авторскими сказками детей). Вот уже более пяти лет я работаю по программе «Азбука общения» (авторы: Шипицына, Воронова, Защиринская). Замечательная программа, которую.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар для воспитателей «Сказка учит и воспитывает» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Шевнина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Сказка учит и воспитывает»
Опубликовано: 24 мая 2015 в 11:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД