Папки-передвижки

Семейное воспитание детей со сложными и множественными нарушениями

Екатерина Приходько
Семейное воспитание детей со сложными и множественными нарушениями

Семейное воспитание детей со сложными и множественными нарушениями

Реформирование системы специального образования в нашей стране способствует восстановлению приоритета семьи в воспитании детей, в стремлении родителей и специалистов к сотрудничеству в интересах всестороннего развития ребенка.

Публикация «Семейное воспитание детей со сложными и множественными нарушениями» размещена в разделах

В данной работе представлены соображения о значении единства общественного и семейного воспитания, о возрастании роли семейного воспитания, обеспечении и поддержке родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы в специальном коррекционном образовательном учреждении следует рассматривать в тесной взаимосвязи с эффективностью семейного воспитания.

Невозможность адекватной оценки ситуации приводит родителей к внутреннему и семейному конфликту, подавленности, безразличию, не позволяет правильно относиться к своему ребенку.

.

Сложными нарушениями мы называем наличие двух или более выраженных первичных нарушений развития у одного ребенка. Такими нарушениями могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП, глухота и ДЦП, слепоглухота, слепота и тугоухость, слепота и системное нарушение речи, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения, слабовидение и глухота, слабовидение с глухотой и нарушениями движений и т. п. Именно эти достаточно выраженные нарушения развития должны рано диагностироваться у детей как сложные дефекты. Обычно у ребенка почти сразу после рождения устанавливают одно выраженное нарушение и только со временем обнаруживают второй или даже третий сопутствующий дефект. Это объясняется тяжестью одного установленного с рождения нарушения и трудностью диагностировать второе. Например, установив врожденную слепоту у ребенка, врожденное нарушение слуха устанавливают только со временем по отставанию в развитии речи. Или тяжелое врожденное нарушение движений у ребенка не позволяет вовремя определить его нарушенное зрение или слух и т. д. Кроме того в ряде случаев второе нарушение развития присоединяется к первому с возрастом, т. к. оно является прогрессирующим и проявляется не сразу. Поэтому так сложна точная диагностика сложных нарушений в раннем и дошкольном возрасте.

Отношения в семьях, имеющих детей с нарушениями в развитии, не являются постоянными. В литературе имеются различные описания так называемых фаз психологического осознания факта рождения ребёнка с каким-либо нарушением, тем более с комплексными дефектами (Г. Г. Гузеев, Д. Льютеман, Е. Шухард).

Проблема, во многом определяющая все дальнейшее развитие ребенка со сложными и множественными нарушениями, — это проблема принятия его в семье.

Рождение в семье ребенка с явными нарушениями развития — это всегда глубокие переживания для всех членов его семьи. Это долгая и мучительная душевная борьба родителей с самими собой: они должны принять случившееся или отвергнуть. Отвергнуть — это не всегда значит отказаться от ребенка, это означает и внутреннее несогласие с тем, что их ребенок не такой, как другие, неприятие этого. Эта драма принятия или непринятия ребенка всегда происходит в семьях, где на свет появилось дитя с выраженными нарушениями.

Но подобные переживания во много раз усугубляются, если ребенок имеет не одно, а два или более выраженных нарушений. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с тяжелыми нарушениями — это главная и самая тяжелая проблема таких семей. Эти семьи часто испытывают огромное давление со стороны врачей, советующих оставить больного малыша в Доме ребенка, отказаться от его воспитания, так как, по их мнению, нет надежды достигнуть какого-то ощутимого результата в его развитии. Как правило, такие советы дают врачи, впервые в своей практике встретившиеся с подобным, действительно редким врожденным нарушением у ребенка; они ничего не знают о возможных путях его воспитания и обучения и ничем не могут помочь.

Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым его активным и самостоятельным действиям, как правило, добиваются больших успехов. Решающим моментом во всех известных нам случаях успешного развития слепоглухих детей являлось именно чуткое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря чему ребенку удавалось в семье овладеть начальным уровнем навыков и организованного поведения.

Таким образом, можно выделить оптимальные условия полноценного развития ребенка с комплексными нарушениями.

1. Наличие взаимосвязи матери (родителей) и ребенка как основная характеристика структуры совместной деятельности.

2. Умение создавать ситуацию совместной деятельности.

3. Наличие потребности в общении как у ребенка со взрослым, так и у взрослого с ребенком.

4. Эмоциональная насыщенность общения.

5. Учет взрослыми интересов ребенка и умение их использовать в решении своих задач.

6. Создание предметно-развивающей среды.

Особенности раннего воспитания слепоглухих детей

В настоящее время наиболее изученной категорией детей с комплексными нарушениями являются слепоглухие. Слепоглухота – это врожденное или приобретенное, полное или частичное нарушение функций в периферической или рецепторной части зрительного и слухового анализаторов. Данное нарушение представляет одно из самых сложных и требует своевременного воздействия как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Поэтому необходимо осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия с первых дней жизни ребенка.

Первым направлением работы является развитие телесного контакта ребенка со взрослым. Он создаст у малыша чувство безопасности и защищенности. Работа может осуществляться как в режимных моментах (например, кормление, укачивание, так и в ходе специальных занятий. При этом необходимо учитывать:

– удобную позу для матери и ребенка;

– способность матери понять малейшие признаки желаний ребенка и ее правильную реакцию на эти желания;

– спокойствие и душевное равновесие матери, отсутствие которых может спровоцировать возбуждение ребенка.

Вторым направлением работы, которое проводится параллельно с развитием эмоционального контакта со взрослым, является стимуляция собственных активных движений малыша. Родителям необходимо пытаться преодолеть пассивность ребенка. Для этого Т. А. Басилова предлагает следующие приемы: целовать и гладить ребенка, дуть на его лицо и рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, растирать пальчики, щекотать. Положительным моментом является то, что ребенок начинает привыкать к этим действиям, ждать их и требовать от родителей.

Эффективная форма работы, по определению Т. А. Басиловой, – это купание, которое развивает чувство прикосновения, обеспечивает ребенку возможность ощущать собственное тело. В ходе этих занятий родителям необходимо обращать внимание: 1) на состояние ребенка в данный момент с тем, чтобы, если нужно, перестроить в соответствии с ним план занятий; 2) ритм действий самого ребенка с тем, чтобы приспосабливать к нему темп собственных действий; 3) чередование собственных интенсивных, стимулирующих действий с наблюдением за свободным поведением ребенка; 4) физическое и эмоциональное состояние ребенка (усталость или излишнее возбуждение) с тем, чтобы своевременно прекратить интенсивное воздействие (пощипывание, пошлепывание).

Для развития общей моторики показаны общеукрепляющий массаж и специальная гимнастика. Если ребенок пассивен, то активным должен быть взрослый (переворачивать на животик и обратно, приподнимать за ручки, учить упираться ногами, сажать к себе на колени, учить сидеть в разных местах и т. д.).

Третьим, наиболее важным, направлением работы на первом году жизни ребенка является развитие остаточного зрения и слуха. Полная слепота и глухота встречается довольно редко. Практически всегда у детей имеется остаточный слух, который можно успешно развивать, применяя раннее слухопротезирование и специальные упражнения. Острота зрения часто повышается после операции, курса лечения и системы специальных занятий, на которых ребенок учится пользоваться остаточным зрением. Осознание родителями необходимости работы по звуковой и световой стимуляции является важным условием эффективного коррекционно-развивающего воздействия. Для этого рекомендуется: менять положение источника света и звука; разговаривать с ребенком с очень близкого расстояния, привлекать его внимание к голосу говорящего и тактильно-вибрационным ощущениям, вызываемым струей теплого воздуха при произнесении; стимулировать вокализации ребенка с целью развития его слуха, гуления и лепета.

Четвертым направлением является стимуляция действий с предметами. В данном случае основной акцент делается на выбор самих предметов, которые должны быть яркими, блестящими, приятными на ощупь. Т. А. Басилова предупреждает: если не учить малыша действовать с предметами, то у него могут появиться стереотипные движения. Кроме того, детей необходимо знакомить с предметами первой необходимости: ложкой, чашкой, горшком. Условие правильного взаимодействия – постоянное повторение движений самим ребенком, их постепенная модификация и наполнение предметным смыслом.

Таким образом, на третьем году жизни слепоглухонемой ребенок б льшую часть времени проводит передвигаясь по квартире; действует с предметами не только однотипно, но и учитывая их физические свойства; различает близких и чужих людей; с удовольствием занимается и играет со взрослыми.

Особенности познавательного развития слепоглухих детей

Данное направление работы включает в себя следующие составляющие.

1. Формирование представлений об окружающем предметном мире и адекватных способах действия в нем.

2. Формирование способов усвоения общественного опыта.

3. Совершенствование ориентировки в пространстве.

4. Развитие чувственной сферы, в том числе зрительного и слухового восприятия.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, отмечают, что психическое развитие слепоглухих детей не сводится к сумме особенностей развития при каждом нарушении, а образует сложную структуру нарушений и, соответственно, требует особого психолого-педагогического подхода (А. И. Мещеряков, Т. В. Розанова). Отсутствие зрения и слуха обрекает ребенка на значительную изоляцию от внешнего мира, соответственно, психика не получает должного развития.

Характерным следствием сложных нарушений, по мнению В. Н. Чулкова, является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возможного диапазона средств компенсации. Но и в этом случае большую роль могут оказать осязание и кинестетическое восприятие, обоняние, вибрационная чувствительность.

По мнению А. В. Ярмоленко, осязание является в данном случае ведущим, наиболее развитым, включенным в результате обучения в предметное познание, речевое восприятие и самоконтроль анализатором. Ребенок путем непосредственного или инструментального, пассивного или активного осязания (рукой, кожей лица, подошвами ног, губами и др.) производит обследование окружающих его объектов. Задача взрослого заключается в создании для этого оптимальных условий: определенной температуры воздуха, разнообразия объектов для восприятия, совершенствования осязательного внимания и самих обследовательских движений. Кроме того, использование вибрационного восприятия и обоняния позволяет слепоглухому дистантно узнавать объекты и их качественные характеристики.

Родителям важно знать, что абсолютная (тотальная) слепоглухота встречается достаточно редко, и поэтому возникает необходимость развития остаточных слуха и зрения в процессе световой и звуковой стимуляции. Например: прислушиваясь к звукам, которые произносит ребенок, необходимо повторять их как можно более точно. По мнению Т. А. Басиловой, делая так, взрослый фиксирует внимание ребенка на этих звуках, стимулирует малыша к ведению своеобразного диалога с помощью вокализации. Использование ярких и блестящих предметов позволит стимулировать зрительную активность.

Правила использования остаточных слуха и зрения, которые должны учитывать родители при взаимодействии со слепоглухими детьми.

1. Удостовериться в правильности подбора слухового аппарата и очков.

2. Исключить при общении влияние посторонних шумов, которые улавливаются слуховым аппаратом.

3. Обращаться к слепоглухому с той стороны, где ему удобнее видеть собеседника (происходит считывание устной речи с губ говорящего).

4. Лицо собеседника слепоглухого должно быть достаточно освещено.

5. Говорить четко и ясно, снизив темп произношения слов; не кричать.

6. Предоставить слушающему слепоглухому больше времени для осознания сказанного.

7. Производить достаточное освещение помещения, где находится слепоглухой.

Овладение функциями окружающих предметов является необходимым условием реального познания предметного внешнего мира, выступает средством развития познавательной деятельности ребенка. Сенсомоторное воспитание слепоглухого ребенка, осуществляемое преимущественно в ходе овладения им предметно-практической деятельности, становится необходимой частью умственного развития (В. Н. Чулков).

Недостатки в развитии сенсорно-перцептивной сферы детей сказываются на их пространственных представлениях. Следовательно, взрослым необходимо постоянно проводить работу по накоплению и расширению знаний о предметном мире; по развитию сенсорики с привлечением как сохранных, так и нарушенных анализаторов (умение анализировать свои ощущения, узнавать знакомые объекты, мысленно восстанавливать картину воспринятого); по формированию умения опосредованного познания окружающего с помощью карандаша, трости, технических средств ориентации; по обучению специфическим способам и технике ориентирования.

Социально-бытовая ориентировка слепоглухих детей

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях (В. З. Денискина). В общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Глубокие нарушения зрения и слуха ограничивают возможность активного общения и взаимодействия ребенка с широким кругом людей и предметов, ставят в полную зависимость детей от помощи взрослых в бытовой и социальной сферах жизни. Данная зависимость формируется в том случае, когда родители не пытаются приспособить ребенка к условиям жизни. Далее родительская гиперопека заменяется особыми условиями обучения в специализированном учреждении. В итоге недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих ребенку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей его жизни, а зачастую приводит к иждивенческой личностной позиции, к отторжению интересов других людей.

Во избежание этих ошибок необходимо с самого рождения приобщать ребенка к различным формам взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками; формировать навыки самообслуживания, культуры поведения, организации досуга и отдыха и т. д. Активное участие в этом процессе родителей обязательно.

Родители, имеющие детей со сложной структурой дефекта, могут использовать разработанные как для дошкольников, так и для школьников программы по обучению навыкам повседневной жизни А. Д. Апухтиной, Т. А. Басиловой, Г. В. Васиной, В. Н. Чулкова, Г. Стенквист, Н. Роббинс и др. В этих пособиях представлены разделы, в соответствии с которыми необходимо вести работу, способствующую закреплению знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе специальных занятий по социально-бытовой ориентировке (самообслуживание, культура поведения, домоводство, досуг и отдых, передвижение в ближайшем пространстве и др.). Дети приобретут навыки культуры поведения в повседневной жизни и в общественных местах, навыки общения со сверстниками и взрослыми, т. е. будут «физически независимыми».

Выполнение родителями рекомендаций специалистов будет наиболее полным в случае формирования у слепоглухих навыков самостоятельной деятельности. Для этого необходимо создание воспитательного и образовательного пространства, обеспечивающего детям следующие возможности.

1. Как можно раньше осуществлять свой выбор (деятельности, одежды, еды, игрушек, друзей, условий быта и т. д.).

2. Взаимодействовать без прямого руководства со стороны взрослого (роль и доля прямого руководства зависят от новизны материала и условий, обеспечивающих максимальную безопасность).

3. Соблюдать четкий режим дня, позволяющий самостоятельно ориентироваться во времени.

4. Планировать деятельность на день, неделю, месяц.

5. Использовать определенные средства общения с окружающими.

Для обучения детей самостоятельности при выполнении самообслуживающего и бытового труда Е. А. Заречнова предлагает родителям:

– сам навык разделить на очень мелкие части и каждой части навыка обучать и тренировать отдельно и достаточно долго;

– связать навыки в цепочку действий, а значит, выполнять их всегда в определенной последовательности, в определенном месте и в определенное время на первоначальном этапе, пока он не будет полностью автоматизирован;

– выработать у детей понимание значимости своего труда, его конечного результата.

Ребенок будет чувствовать себя самостоятельно, когда навыки самообслуживания и стереотипы поведения в обществе будут полностью сформированы и перерастут в привычку.

Физическое и двигательное развитие слепоглухих детей

Физическое развитие является составной частью системы коррекционно-педагогической работы со слепоглухими детьми. Оно обеспечивает формирование необходимых функциональных предпосылок, связанных с общим состоянием развития организма и его отдельных систем (Л. А. Головчиц, О. П. Гаврилушкина, А. В. Кроткова, Т. В. Николаева и др.).

Своеобразие физического и двигательного развития слепоглухих детей может быть обусловлено как нарушением деятельности слухового и зрительного анализаторов, так и нерациональной организацией общего двигательного режима (преобладание статического положения). В результате у детей наблюдается несоответствие физических показателей развития возрастным особенностям; изменение общей степени двигательной активности в виде ее снижения; несформированность или поздние сроки овладения основными видами движений; своеобразие формирования двигательных качеств; трудности выполнения точных дифференцированных движений в мелких и средних мышечных группах; наличие специфических двигательных нарушений и др. (Л. А. Головчиц).

Физические способности детей и подростков со сложными нарушениями значительно отличаются от способностей нормально развивающихся сверстников. Во многом это обусловлено тем, что родители этих детей, как правило, длительное время водят ребенка за руку, тем самым ограничивают его двигательную активность. Это в свою очередь приводит к крайне медленному обогащению двигательного опыта, задержке темпов развития моторики, что еще больше тормозит совершенствование у него функций равновесия.

С. П. Корнейчук, О. К. Бычек, Н. Г. Пасюк (2011) указывают на низкий уровень статического и динамического равновесия у детей с тяжелыми нарушениями развития, что вызывает проблемы в освоении ходьбы и бега. Сниженная двигательная активность, обусловленная страхом освоения пространства (у детей с депривацией зрения, является одним из факторов, тормозящих развитие физических качеств.

Задачи физического воспитания на разных годах жизни ребенка:

– улучшение деятельности всех органов и систем;

– укрепление здоровья;

– развитие потребности в двигательной активности;

– развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание) и формирование двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, равновесие, гибкость);

– коррекция отдельных недостатков двигательного развития и др.

Обязательными условиями выполнения этих задач являются: создание адекватного возрастным потребностям детей двигательного режима, наличие строгого нормированного соотношения статических и динамических нагрузок. Этому будут способствовать несложные физические упражнения, подвижные игры, ритмические и музыкально-ритмические упражнения, состоящие из доступных детям движений.

В школьном возрасте, когда уровень физического и двигательного развития будет значительно выше, рекомендуется проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение всего дня. Они будут способствовать не только улучшению состояния здоровья и физического развития, но и формировать самостоятельность, дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками.

Учитывая совокупность имеющихся нарушений у рассматриваемой категории детей, становится понятным, что формирование двигательной памяти у них затруднено. У этих детей (в силу инертности их нервных процессов) затруднен путь усвоения и переноса двигательных навыков в новую обстановку, поэтому усвоение различных действий, таких, как вставание (встань, приседание (сядь, ходьба (иди, бег (беги) и др., достигается с использованием различных знаковых и нужных детям жизненных ситуаций, и являются для них «азбукой движений» (Корнейчук С. П., Бычек О. К., Пасюк Н. Г., 2011).

Двигательная расторможенность или гиподинамия, малоподвижность, нарушение формирования зрительно-слуховой ориентации в пространстве являются характерными для данной категории детей.

Они не любят бегать, прыгать, предпочитают спокойную игру другим видам деятельности, у них отмечается недостаточность функции вестибулярного аппарата. Движения у них несоразмерны, они затрудняются в бросании мяча, выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук.

Некоторые дети предпочитают играть с предметами, издающими резкие звуки, шумы и однообразно ими манипулируют, что свидетельствует о доминировании у них предметно-манипулятивной деятельности, а не предметно-практической, как у нормально развивающихся детей.

Характерным для данной категории детей является то, что игра как метод не может быть ведущей деятельностью, а сюжетно-ролевые игры используются в более старшем возрасте, чем у нормально развивающихся. Например, даем куклу ребенку со сложным нарушением, а он не понимает, что с ней делать.

Т. А. Басилова (1996) отмечает, что полная глухота у детей с нарушенным слухом встречается очень редко. Практически всегда у детей есть остаточный слух разной степени выраженности, который можно успешно развивать, используя специальные упражнения, в том числе и физические.

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения)Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» (3-й год обучения) Дидактическая игра для детей с нарушениями слуха «Кто что ест?» Цель: Дать знания о том, чем питаются дикие и домашние животные. Задачи:.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Консультация «Семейное счастье — важный акцент для детей дошкольного возраста»Консультация «Семейное счастье — важный акцент для детей дошкольного возраста» Консультация «Семейное счастье – важный акцент для детей дошкольного возраста» «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л. Н. Толстой Семья.

Памятка для родителей «Семейное воспитание» Дорогие родители! Хотим предложить вам сотрудничество по воспитанию ваших детей. Дети – самое дорогое, что мы имеем. Дети - наше будущее.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. ФотоотчётСемейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:

Публикация Семейное воспитание детей со сложными и множественными нарушениями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Приходько на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семейное воспитание детей со сложными и множественными нарушениями
Опубликовано: 31 декабря 2022 в 06:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД