Папки-передвижки

Секреты памяти, опыт и перспективы развития

Ирина Загребельная
Секреты памяти, опыт и перспективы развития

СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ

Загребельная Ирина Леонидовна,

Воспитатель,

МБДОУ Д. с. №7 «Светлячок» компенсирующего вида,

РФ, г. Ногинск,

E-mail : zagreba30@mail.ru

Память имеет прямое отношение к мозгу и вовлекается, можно сказать, в любую деятельность. Она является частью нашего самосознания, эмоциональности, интеллекта. Память не локализуется в каком либо одном участке мозга. Ее работа основана на деятельности нейронных связей, которые обрабатывают и сохраняют различные виды информации, находящейся в разных отделах мозга. Когда какая-то информация поступает в память, то происходит одновременная активация огромного количества нейронных соединений, поэтому в создании воспоминаний участвует большая часть головного мозга. Закрепление информации и ее воспроизведение зависят от работы запоминающих систем и отделов, отвечающих за восприятие сигналов (зрительных, звуковых и др.). Например, кратковременная память задействует нейронные системы лобных долей коры больших полушарий ; двигательная память задействует некоторые подкорковые структуры, мозжечок ; семантическая – задействует кору больших полушарий мозга; эпизодическая память задействует лобные зоны коры больших полушарий, гиппокамп, таламус. Специалисты считают, что основную роль в запоминании играет гиппокамп. Он относится к лимбической системе. Она находится в глубине головного мозга, на уровне височных долей, обеспечивая связь между разными видами информации, в различных отделах мозга. Функция гипокамппа- это перенос зафиксированной информации из кратковременной памяти в долговременную, т. е. закрепляются воспоминания, хранящиеся в разных отделах мозга. Разрушение гипокамппа приводит к потере способности усваивать новую информацию. Самое распространенное заболевание, нарушающее деятельность мозга – болезнь Альцгеймера. Она заключается в необратимом снижении интеллекта. Его первые признаки - специфические нарушения памяти.

Публикация «Секреты памяти, опыт и перспективы развития» размещена в разделах

Центра памяти в мозгу не существует. Вещество головного мозга состоит из ста миллиардов нервных клеток. Каждый нейрон способен очень быстро образовывать контакты с 10 тысячами других нейронов. Ежедневно человек задействует только около 40% нейронов мозга. Это происходит потому, что обычно человек производит одни и те же повторяющиеся действия. Если мозг загружен недостаточно, то память начнет слабеть. Подсчитано, что почти каждый второй человек старше 50 лет жалуется на ухудшение памяти. В пожилом возрасте обработка информации и извлечение воспоминаний из памяти происходит медленнее. Но возраст не влияет на способность приобретать новые знания. Известно, что в состоянии стресса человеку намного труднее сосредоточиться, поэтому поступившая информация в памяти закрепится непрочно, человек быстрее ее забудет. Наш мозг потребляет около 5 г глюкозы в час. Для правильного питания мозга глюкоза должна непрерывно поступать в кровь. Поэтому в пище должны присутствовать «быстрые» легкоусвояемые сахара и «медленные», которые долго расщепляются. А курение, увлечение алкоголем, малоподвижный образ жизни, повышенное артериальное давление, диабет существенно снижают работу мозга и памяти.

В работе с детьми часто требуется запоминать стихотворения, тексты, помнить последовательность развития сюжета. Для лучшего запоминания текста можно применять следующие методы.

При заучивании наизусть какой-нибудь информации человек сталкивается с ограниченным объемом памяти. Обычно при заучивании каких-то частей текста предыдущая выученная информация забывается. Поэтому приходится все время возвращаться к началу. Если, выучивая следующую часть текста приучить себя быстро вспоминать все предыдущие, то процесс запоминания улучшится. Таким образом, объем информации увеличивается. В этом состоит метод увеличения объема.

Этому способствует дидактическая словесная игра «Бабушкин чемодан». Участники садятся в круг. Первый участник говорит фразу: «Бабушка положила в свой чемодан (кружку)» – добавляет любое слово. Каждый следующий участник повторяет всю фразу сначала, добавляя свое слово. Второй участник : «Бабушка положила в свой чемодан кружку, …рогатку.» Третий : «Бабушка положила в свой чемодан кружку, рогатку, слона». При этом чем необычнее предметы будут перечисляться, тем успешнее будет процесс запоминания, ведь задействуется эмоциональная составляющая. У участников многие слова вызовут смех, удивление, желание придумать что-то оригинальное. Если участники путаются, пропускают слова, то игра начинается снова, при этом участники могут пересесть на другой стул. Можно проводить игру, меняя направление - от последнего участника к первому.

Детям бывает сложно выучить стихотворение. Если ребенок выговаривает почти все звуки, можно применить метод увеличения объема и скоростного воспроизведения. Например, стихотворение Кнушевицкой А. Н. «Портной». Сначала учим первую строчку:

Посмотри, зимой и летом - каждую строчку повторяем 4 раза с ускорением,

делая акцент на первом слове. Затем учим вторую :

Заяц, белка, серый волк … - также повторяем с ускорением. Потом соединяем

Обе строки и повторяем с ускорением 5 раз: Посмотри, зимой и летом

Заяц, белка, серый волк … Затем учим третью строку с ускорением :

Хорошо всегда одеты …

Соединяем три строки, повторяем 5 раз:

Посмотри, зимой и летом

Заяц, белка, серый волк

Хорошо всегда одеты… Затем учим четвертую строчку тем же способом:

Видно, в шубах знают толк. И объединяем все четверостишие, повторяя 5-6раз.

Таким же способом учим и второе и следующие четверостишия. Материал запоминается быстро, когда произносите первую строчку, вторая уже сама «всплывает» в голове. Если повторять стих с ускорением в течение недели каждый день, то он не забудется практически никогда. Таким образом можно выучить любую информацию.

Существуют и другие способы запоминания. Возможности нашего мозга еще не разгаданы!

Список использованных источников

1) Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада». М., «Просвещение», 1974, с. 87.

2) Ильин А. М. «Букварь 21 века». Санкт-Петербург, ТОО «Лейла», 1998, с. 54-57

3) Гл. ред. Ярошенко Н. «Как улучшить память», по изд. Le Grand Livre de la Memoire? 2004, с. 14

Публикации по теме:

«Удивительные секреты бумаги» фотоотчет«Удивительные секреты бумаги» фотоотчет «Удивительные секреты бумаги» фотоотчет Бумага – какое простое и всем известное слово! С бумагой мы постоянно сталкиваемся в нашей повседневной.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Изготовление развивающих пособий своими руками. Игры с пуговицами для развития памятиИзготовление развивающих пособий своими руками. Игры с пуговицами для развития памяти Эта публикация будет полезна воспитателям детских садов и родителям детей дошкольного возраста. Процесс зрительного запоминания проходит.

Картотека игр для развития внимания и памятиКартотека игр для развития внимания и памяти Картотека игр на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания Рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Общешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганцаОбщешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганца Внеклассное мероприятие, посвященн е памяти воина - афганистана Сергея Медведева Ход мероприятия: Звучит композиция Память 1 слайд Ведущий.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:

Публикация Секреты памяти, опыт и перспективы развития (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Загребельная на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Секреты памяти, опыт и перспективы развития
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 23:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД