Лучший педагог года

Сценарий «Знакомство с русской ложкой»

Елена Кутаркина
Сценарий «Знакомство с русской ложкой»

«Знакомство с русской деревянной ложкой»

Цель: знакомство воспитанников с историей русской ложки, расширение представлений о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте.

Задачи:

• развивать интереса к укладу, быту и традициям русского народа;

• развивать творческие способности и познавательную активность;

• воспитывать уважение к русскому народному творчеству.

Публикация «Сценарий „Знакомство с русской ложкой“» размещена в разделах

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).

Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки.

Музыкальный материал:

«Ах, какие ложечки» сл. и муз. О. Н. Васьковской;

«Расписная ложка» Н. И. Сухова;

«Ложки деревенские»;

«Бабушка, испеки оладушки»;

«Приготовили ладошки» - средняя группа;

Ход МЕРОПРИЯТИЯ.

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим!

Садитесь поудобнее, пусть сегодня наша встреча будет приятной и принесёт радость и удовольствие! Итак, начнём наш праздник!

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах,

На весь мир молва идёт.

-И чего только народные умельцы не делали: и посуду, и мебель, и игрушки, и музыкальные инструменты.

Вот чудесный мешочек,

Вам, ребята, он дружочек.

В мешок руку опусти,

Что лежит там – покажи! (ребёнок достаёт ложку деревянную)

Ребё нок:

Деревянной ложкой есть –

Просто наслажденье.

Славим прадеда Семёна за изобретение.

Расписная, легкая, нет её нужней.

С ней и щи отменные, и кисель вкусней!

Под музыку выходят дети с ложками, встали в один общий круг.

Песня «Ах, какие ложечки»

(слова и музыка О. Н. Васьковской).

Ведущий : Сегодня мы с вами будем говорить о старинной деревянной русской ложке. Узнаем, когда она появилась, как к ней относились в старину.

Дети читают стихи:

Ребё нок:

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Ребё нок:

Ложка – труженик простой,

Кран подъёмный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай быстрее грузы,

Отправляй их прямо в пузо.

Ребё нок:

Доедай всё сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтобы ручки, глазки, ушки

Подрастали у Андрюшки.

Ведущий : Ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов. В ход шли и морские раковины, и рыбьи кости… Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши.

Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.)

Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» .

-А вот у опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Изделия ложкарей пользовались большим спросом.

Ведь без своей персональной ложки не мог обойтись ни один человек.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Звучит музыка В. Шаинского «Антошка», выходит Антошка.

Антошка:

Я ложкой люблю есть пирожное,

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку.

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)

Ну вот куда же я дел свою большую ложку?

Идёт к детям, забирает у них ложки

Во-от, для варенья – нашёл, для сахара – нашёл,

для повидла – нашёл, а для каши – нет! (хнычет)

Ведущий.

Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашёл только такие – ма-аленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они ещё и дразнятся!

Ведущий.

Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал ничего об этом, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так, деревяшки.

Ведущий.

Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева. Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ими не только кушают, но и на них играют?

Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки. (дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «История возникновения ложки»

Ведущий.

• Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы.

• Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

• Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Росписью украшены– хохломские; выжиганием – вятские.

• Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

• Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

• Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

Антошка:

Хочу также! Ложкарем буду! Что тут сложного: стучи, да стучи себе, вот смотрите (ударяет ложками, берёт их не правильно) какие -то ложки у меня неправильные!

Ведущий :

Правильные у тебя ложки, Антошка, просто чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно учиться. Вот теперь, когда мы узнали историю ложки, настало время познакомиться с ними ближе. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

-Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте покажем Антошке.

-Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.

-Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках.

ПЕСНЯ «ЛОЖКИ ДЕРЕВЕНСКИЕ»

Антошка:

Ой, как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Ведущий:

Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка:

А что тут сложного, вот я и петь, и играть могу. (играет и поет не ритмично, невпопад)

Ведущий.

Опять, Антошка, ты торопишься. Всему надо учиться.

Антошка (ходит ищет ложку по залу, везде заглядывает)

Ребята, а мою-то большую ложку вы не видели, а?

Дети.

Нет!

Ведущий.

Ребята, давайте поиграем на ложках, может, Антошкина ложка услышит и захочет с нами тоже поиграть, да и покажется нам.

Антошка.

Меня уже бабушка дома ждёт, напекла мне оладушки, а я всё ищу ложку, куда же она подевалась?

Ведущий.

Наши дети знают песню про бабушку и оладушки. Послушай.

ПЕСНЯ «БАБУШКА, ИСПЕКИ ОЛАДУШКИ»

Ведущий : Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки. «Ложкарной столицей» называют город Семёнов, там изготавливают ложки, ковши, шкатулки, матрешки и другие деревянные сувениры. Жители города поставили памятник Семёну Ложкарю, который в древности прославился тем, что изготавливал красивые и удобные ложки.

Ребёнок.

Сделать ложку лишь полдела,

Нужно, чтоб она запела.

«ПРИГОТОВИЛИ ЛАДОШКИ»

Средняя группа.

После исполнения дети выходят из зала.

Антошка.

Даже такие маленькие умеют играть на ложках! Я тоже хочу научиться.

Вы и пели, и играли,

А мою ложку не видали? (хнычет)

Ведущий (показывает большую ложку)

Антошка, может, ты эту ложку ищешь?

Антошка.

Да! Это моя большая ложка. Я теперь буду беречь ложечку, ведь столько труда люди потратили, чтобы она вот такая красивая нам в руки попала.

Ведущий :

Время быстро пролетело.

Жаль, нам честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо ложкарям!

ПЕСНЯ «РАСПИСНАЯ ЛОЖКА»

сл. и муз. Н. И. Сухова.

Ведущий.

Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день. Чего и вам желаю!

Публикации по теме:

«Игра с ложкой». Конспект фольклорного занятия для детей 3–4 лет Подготовили музыкальные руководители: Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В. Цель: обогащение духовной культуры детей, через игру на русских народных.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»Фотоотчет «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» В рамках реализации проекта «Русская изба», мы познакомились с детьми историей,традициями, посетив наш мини музей. Цель: познакомить детей.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Фотоотчет «Знакомство с русской печкой»Фотоотчет «Знакомство с русской печкой» Для знакомство детей с русскими народными традициями, я изготовила макет русской печи и предметами старинного русского быта (кочерга,чугунок,.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой»Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с русской народной куклой» Цель: Познакомить детей с русскими народными куклами. Задачи: Обучающие: - Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Пластилинография и знакомство с русской матрешкойПластилинография и знакомство с русской матрешкой В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому при работе с дошкольниками так важно больше.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:

Публикация Сценарий «Знакомство с русской ложкой» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Кутаркина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сценарий «Знакомство с русской ложкой»
Опубликовано: 11 мая 2022 в 07:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД