МААМ-картинки

Конспект занятия с дошкольниками «Как мы Тюбику помогали» в технологии «Ситуация»

Татьяна Скрягина
Конспект занятия с дошкольниками «Как мы Тюбику помогали» в технологии «Ситуация»

Конспект занятия с дошкольниками

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Возрастная группа: старшая группа

Тема: «Как мы Тюбику помогали»

Основные цели:

1) развивать интерес, наблюдательность у детей старшего дошкольного возраста;

2) систематизировать знания детей о воде и её свойствах;

3) развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремиться к познанию через экспериментальную деятельность;

4) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Публикация «Конспект занятия с дошкольниками „Как мы Тюбику помогали“ в технологии „Ситуация“» размещена в разделах

5) развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.

Дидактические материалы: схемы проведения опыта, видеописьмо художника Тюбика, презентация Power Point «Северный полюс»

Оборудование: прозрачные стаканчики со снегом, льдом, деревянные палочки, стаканчики для воды, кисти, краски, листы для рисования.

Краткая аннотация к работе: была проведена предварительная работа: НОД «Животные северного полюса», «Свойства воды», опытническая деятельность со снегом и льдом, чтение сказок «Умка», «Незнайка». Данное занятие способствует систематизации у детей знаний о свойствах воды, её применении. Дети знакомятся со способом получения воды путём таяния снега и льда, при этом приобретая опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи:

1) создать психологически комфортную атмосферу;

2) мотивировать детей на включение в игровую деятельность

- Ребята, вы любите встречать гостей?

- Да!

- Это хорошо, потому что сегодня мы ждем в гости очень интересного гостя - замечательного художника из Цветочного города. Как вы думаете кого?

-Тюбика!

- Да, угадали! Он очень любит рисовать, всегда носит с собой краски и холст! А вы любите рисовать? Помните, он хотел вместе с вами нарисовать лето?

Раздаётся сигнал сообщения

- Ребята пришло сообщение от Тюбика (читает) : «Караул, помогите! Я в беде - я непонятно где!»

- Ребята, хотите помочь Тюбику? Как вы думаете, что могло произойти?

Дети высказывают свои предположения:

- Тюбик заблудился, потерялся; Незнайка всё перепутал и отправил Тюбика не к нам, на Крайний Север, а куда-то в другое место…

- Хотите помочь Тюбику? Что же делать? Как ему помочь?

2. Актуализация знаний

2.1. Словесная игра «Узнай по описанию»

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания детей о Северном полюсе;

2) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, коммуникативные качества

- Нужно срочно выходить с ним на связь. Что нам поможет? (телефон, компьютер, скайп)

- Скайп – хорошая идея! (Звонок по скайпу, слайд 1 – изображение Тюбика)

- Тюбик, не волнуйся, мы тебе поможем! Расскажи нам, что ты видишь?

- Вокруг белый снег, белые льдины и о-о-очень холодно.

- А вокруг тебя есть кто-нибудь? Кого ты видишь?

- Ой! Ой-ёй-ёй! Вижу на льдине белых медведей, а вон там, на большом сугробе - моржи и тюлени. А ещё я видел, как пингвины с горки катаются!

(слайд 2 – медведи, тюлени, моржи, пингвины)

- Понятно: белые медведи, тюлени, моржи, пингвины… Ребята, как вы думаете куда же попал наш друг?

- На Северный полюс!

- Тюбик, ты попал на Северный полюс!

- Спасибо! Мне стало намного легче, но по-прежнему очень холодно!

- Тюбик, тебе нужно, обратится за помощью к тем, кто живёт на Северном полюсе.

- Я понял, пойду к тюленям!

- Ребята, как вы думаете, если Тюбик пойдёт к тюленям… они ему помогут? (Да, нет)

- Почему? (предположения детей)

- А если пойдёт к пингвинам или моржам, белым медведям? Тогда кто же ему поможет?

- Белый медвежонок Умка приведёт к людям, и они помогут Тюбику.

- Здорово! И тогда я смогу вместе с вами нарисовать лето?

Тюбик приходит к полярникам и снова выходит на связь

(слайд 3 – полярники на льдине)

- Ребята, мне опять нужна ваша помощь! Представляете, собрался я рисовать, а краски – сплошной лёд. Всё пропало, я не смогу больше рисовать… Помогите!

- Ребята, вы хотите помочь Тюбику? А сможете? Как?

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о способе получения воды путем таяния снега и льда;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Дети высказывают свои предположения, но не находят нужного решения:

- Можно купить новые краски (можно, но нет рядом магазинов);

- Можно поискать другие краски (поискал – нет);

- Можно разбавить краски водой (можно, но воды тоже нет)

- Ну что, смогли вы помочь Тюбику?

- Нет.

- Почему не смогли?

- Мы не знаем, как ему помочь.

- Но по-прежнему хотите?

- Да!

- Если мы чего-то не знаем, но очень хотим узнать, что нужно сделать?

- Посмотреть в книжках, спросить у взрослого.

Дети обращаются за помощью к воспитателю.

- Ребята, скажите, что нужно для рисования?

- Кисть, краски, то, на чём будем рисовать и вода.

- Правильно. Что из названного есть у Тюбика?

- Краски, холст.

- А чего нет?

- Воды!

- Тюбик, не огорчайся, всё просто, тебе нужна вода!

- Просто, да не совсем. Я уже искал, здесь нет воды, кругом только лёд и снег!

Ребята снова предлагают свои варианты выхода из сложившейся ситуации :

- Тюбик мог бы пойти к океану…

- Но если он пойдет к океану - может провалиться. Ходить по льду опасно!

- Можно растопить снег. Как? Нагреть на огне.

- Но нам нельзя разводить огонь - это тоже опасно!

- Что же делать?

4. Открытие нового знания

4.1. Игра-опыт «Снег и лёд»

Дидактические задачи:

1) формировать представление о способе получения воды путём таяния снега и льда;

2) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если не знаю, спрошу у взрослого»;

3)развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности;

4) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение

- Пройдём в «Лабораторию экспериментов», может там найдём подсказку!

- А как нужно вести себя в лаборатории?

Дети вспоминают правила безопасного поведения: Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Предметы и вещества не брать в рот, не пробовать на вкус и т. п.

Дети проходят в лабораторию, на столах стоят прозрачные стаканчики. К своему удивлению они обнаруживают, что в них лёд (снег, совсем как у Тюбика на Северном полюсе. Дети исследуют его, трогают, пробуют достать из стаканчика, толкут снег деревянной палочкой, высказывают гипотезы, вспоминают о свойствах воды и т. п.

Раздаётся сигнал сообщения (от Тюбика)

- Ребята, я встретил медвежонка Умку, и мы решили с ним поиграть. Присоединяйтесь!

Ребята решают отложить исследования и немного отдохнуть.

Физкультурная минутка «Мороз»

Вот так холод, вот мороз - (хлопают в ладоши)

Больно щиплет прям за нос! (дотрагиваются до носа)

Чтоб согреть его скорей

Надо потереть сильней! (трут нос указательными пальцами)

Будем ножки согревать, (скользящими движениями растирают ноги)

Прыгать выше и скакать! (прыгают)

Очень холодно стоять, (шагают)

Будем опыт продолжать.

Возвратившись в лабораторию, дети продолжают обсуждение, наблюдают за изменениями и замечают, что в стаканчиках над снегом и льдом появилась полоска воды.

- Ребята посмотрите, что произошло со льдом и снегом?

- Они начали таять.

- Как вы думаете, почему? У нас в группе тепло и под воздействием теплого воздуха лёд и снег начали таять, превращаясь в воду.

- Какой вывод можно сделать? При комнатной температуре лёд и снег тает, появляется вода.

- Ура! Мы раздобыли воду изо льда! (слайд 3)

- Как?

Дети фиксируют процесс открытия: сначала в стаканчиках был лёд и снег, потом мы потолкли снег деревянной палочкой и оставили стаканчики на несколько минут в теплой комнате. Вывод: при комнатной температуре лёд и снег тают, появляется вода. Но снег тает быстрее (уровень воды в стаканчиках со снегом выше, чем в стаканчиках со льдом).

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактические задачи:

1) закрепить знания о свойствах воды;

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные качества

- Совершенно верно! Молодцы, ребята, вы сделали настоящее открытие! Надо скорее сообщит о нём Тюбику!

Тюбик очень рад :

- Спасибо, друзья! Как здорово, что вы так много знаете! Теперь я добуду воду, возьму краски и смогу нарисовать лето! И тогда все, кто живёт на Северном полюсе, тоже увидят лето: яркое и красочное!

- Ребята как вы думаете, для чего еще может пригодиться вода изо льда?

- Этой водой можно полить цветы, можно напоить животных, можно приготовить пищу и вскипятить чай.

- Согласна. Скажите, а вы как-то можете использовать добытую воду?

- Да, мы перельем воду в «неразливайки» и тоже будем рисовать!

Дети рисуют (индивидуальная работа).

Выставка детских работ «Пусть все увидят лето!» (слайд 4)

- А давайте покажем свои рисунки Тюбику и всем жителям Северного полюса!

- Хорошая идея! Просто замечательная!

6. Осмысление

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха

- Ребята, где же вы сегодня побывали?

- Мы побывали на Северном полюсе.

- Кому-то помогли?

- Да! Помогли Тюбику!

- Как? Сразу получилось у вас помочь?

- Мы подсказывали Тюбику, как можно поступить в разных ситуациях. Но как найти воду на Северном полюсе мы сами не знали. Пришлось потрудиться и даже спросить у взрослого.

- Получилось помочь?

- Да! Мы открыли новое знание - научились добывать воду изо льда и снега и рассказали об этом Тюбику!

- Как вы думаете, ребята, пригодятся вам эти знания ещё где-то?

- Да! Если мы окажемся на Северном полюсе мы сможем растопить снег, приготовить пищу и заварить чай!

- Молодцы! Вы – настоящие друзья и помощники! Дружные, активные и внимательные!

Используемая литература:

1. Ф. Ола и др. «Занимательные опыты и эксперименты» МОСКВА, АЙРИС-ПРЕСС, 2007

2. Н. Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома», учебно-методический комплект, МОСКВА, ЛИНКА-ПРЕСС, 2009

3. А. Усачёв «Занимательная география», изд. АЗБУКА, 2013

4. Л. А. Парамонова и др. «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для занятия «Как мы помогали улитке»Дидактическое пособие для занятия «Как мы помогали улитке» 22 мая в своём блоге я опубликовала занятие по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе с ОВЗ. Как мы помогали.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект лексико-грамматического занятия «Как мы помогали перелётным птицам» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Как мы помогали перелётным птицам» в старшей группе с ОВЗ Задачи: Закрепить представление о перелетных птицах, о их внешнем виде, уточнить понятие «перелетные». Познакомить с жизнью птиц (перелеты,.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия по развитию логического мышления детей «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту»Конспект занятия по развитию логического мышления детей «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту» Конспект организованной образовательной деятельности: «Как мы помогали Альпи спасать принцессу Нисту». Старшая группа Образовательные задачи:.

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группыКонспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития. Разработан:.

Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе.Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: 1. Речевое развитие 2. Познавательное развитие 3. Художественно-эстетическое развитие. Цель: закрепить.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Проектные технологии в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками Проектная деятельность является для дошкольных учреждений инновационной. Она направлена на развитие личности ребёнка, его познавательных.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с дошкольниками «Как мы Тюбику помогали» в технологии «Ситуация»
Опубликовано: 7 июня 2020 в 09:17
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с дошкольниками «Как мы Тюбику помогали» в технологии «Ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД